СТРАСТИ ПО ЛЕДИ ДИ

Суть письма в следующем: кто-то (фамилия этого человека не приводится) планирует уничтожить ее в автокатастрофе с тем, чтобы дать возможность бывшему мужу, принцу Чарльзу, вступить в новый брак.

В Лондоне об этом говорят на каждом шагу. От простого шофера, который, везя меня в аэропорт "Хитроу", на ходу зачитывал отрывки из послания принцессы, до людей из окружения лорда-мэра Лондона. Конечно, не обошлось и без пиаровских приемов. Пол Баррел, бывший дворецкий Дианы, он же ее ближайшее доверенное лицо, начал публикацию своей книги "Королевская обязанность". Статьи в газетах уже принесли ему 300 тысяч фунтов, а книга пополнит бюджет разговорившегося дворецкого еще на полмиллиона. И потому сразу же возник вопрос: почему письмо Дианы, датированное октябрем 1996-го и переданное лично ею Баррелу, так долго лежало без движения? "Писатель" туманно отвечает, что не хотел подводить принцессу, ибо в письме прямым текстом названо имя человека, который, как подозревала Диана, готовил это убийство.
Тут британская пресса вдруг припомнила, что нечто подобное, правда, не в отношении Дианы, рассказывал и бывший секретный агент спецслужб Томлинсон. По его версии, в недрах контрразведки выработан необычный способ устранения неугодных: с помощью таинственного устройства тормоза машины обреченного выводятся из строя. Именно этого и опасалась бывшая супруга принца Чарльза.
Как утверждает писатель-дворецкий, Диана не раз вспоминала о странных обстоятельствах гибели своего любимого телохранителя Барри Маннакки. Отличный мотоциклист, он попал в автокатастрофу. И еще тогда, в 1987-м, по Лондону поползли слухи, будто авария была подстроена секретными службами. Никаких доказательств этого обнаружено не было, но Диана считала, что с верным ей человеком расправились.
А если возвратиться к Ричарду Томлинсону, выдавшему чуть не сотню секретных агентов, поместив их имена в Интернете, то он припомнил, что видел фамилию Анри Поля в списке людей, сотрудничавших со спецслужбами. Несколько лет назад откровения Томлинсона, поссорившегося со своим начальством, не вызвали особого интереса. Теперь же, после публикации письма Дианы, они настораживают. Быть может, Анри Поль, заместитель по обеспечению безопасности шикарного парижского отеля "Ритц", откуда отправилась в свой последний путь Диана, действительно был каким-то образом связан со спецслужбами?
Версия преднамеренного убийства выдвигается и миллиардером Аль-Файедом, чей сын Доди, живший с Дианой, погиб в той катастрофе. По его мнению, предстоящий брак Дианы (бывшей жены наследника престола) с его сыном, арабом, был совсем не по душе некоторым представителям высшего британского общества. Быть может, ее новый брак каким-то образом попытались бы использовать в своих интересах палестинцы. А этого люди (которых Диана называла в откровенных беседах с близкими ей друзьями врагами) принять никак не могли. У Дианы и Чарльза двое сыновей - потенциальных наследников престола. И хотя принцесса была фактически отстранена от их воспитания по условиям договора о разводе, влияние матери на Уильяма и Гарри оставалось огромным. А если так, то ставился под определенную угрозу и сам институт монархии...
К тому же по-прежнему муссируются слухи о том, что Диана была беременна от Доди. Но в медицинском заключении об этом не говорится, да и вообще вся работа медиков велась как-то странно. Меня, много лет прожившего в Париже, к примеру, поразило то, что машина скорой помощи почему-то повезла истекающую кровью Диану не в ближайший госпиталь, а отправилась совсем в другую часть города. Раны принцессы были серьезны, но если бы медицинская помощь была оказана своевременно, смертельного исхода можно было и избежать. Странно, что четверых медиков, совершивших столь явную ошибку, во время следствия практически не допрашивали, да и имена их как-то не всплывали.
Не желает прерывать свой обет молчания и единственный оставшийся в живых свидетель - личный телохранитель Дианы Тревор Риз-Джонс. На днях после публикации письма к нему обратились за комментариями. Однако когда-то верный принцессе Тревор попросил передать через своего адвоката, чтобы его оставили в покое.
Вероятно, мог бы пролить свет на обстоятельства катастрофы "мерседеса" и водитель "фиата" Андансон. Это он, судя по всему, столкнулся с машиной Дианы и Доди, по крайней мере на капоте его авто найдены следы, подтверждающие такую версию. Но фотограф-папарацци две недели скрывался от следствия. А когда его все-таки отыскали французские следователи, представил им не очень убедительные доказательства своего алиби. Теперь же папарацци и вовсе не допросишь: через два года после смерти Дианы он совершил самоубийство, и тело его было обнаружено в собственной машине. Однако еще до этого трое неизвестных в масках совершили дерзкий налет на офис Андансона. Ранили охранника и вынесли из конторы кучу фотографических материалов. Кто были эти люди, почему фотограф, так любивший жизнь, вдруг решил расстаться с нею, до сих пор неизвестно и тоже наводит на серьезные раздумья.
Целую кампанию за реабилитацию своего сына начали родители Анри Поля. Как считалось раньше, доля алкоголя в его крови немыслимо превышала все допустимые нормы. Он был как-то очень быстро заклеймен как горький пьяница и даже наркоман. Но почему тогда у пьяницы было столь отменное здоровье, что вскрытие не показало никаких отклонений в его печени? Нашлись свидетели, утверждавшие, будто видели Анри Поля, садившегося за руль в совершенно трезвом виде. Короче, отец и мать Поля уверяют, будто кровь была взята не у их сына, а совсем у другого человека, лежавшего рядом с ним в морге.
Вероятно, более полную картину катастрофы можно было бы установить с помощью камер, постоянно включенных на мосту Альма. Должен заметить, что этот подземный туннель далеко не идеален. Я старался не заезжать туда. Да и Анри Поль, прекрасно знавший Париж, тоже вроде бы не собирался спускаться в него: помешали невесть откуда взявшиеся мотоциклы, заблокировавшие выезд на нормальную дорогу и заставившие водителя все же поехать по неудобной. Но следователи так и не узнали и уже не узнают, что же произошло в самом туннеле. Всегда работающие камеры в ту августовскую ночь 1997 года были повернуты в другую сторону. Кем и почему?
Сколько вопросов остается без ответов... И потому в Англии считают, что расследование обстоятельств гибели принцессы Дианы следует продолжить. Необходимо открыть дело. В этом сходятся многие, об этом пишут и в солидной "Таймс", и в желтой прессе. Тем более что всплывают все новые обстоятельства. Однако вчера представитель премьер-министра официально заявил: нового расследования не будет.