ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО С ПОКЛОННОЙ ГОРЫ

Вчера в Москву прибыла колонна протестующих офицеров запаса, не имеющих квартир. Начатый в Смоленске марш бездомных офицеров хотели завершить на Поклонной горе. Символично, что именно здесь, на Поклонной горе, в свое время Наполеон дожидался ключей от Москвы... Обездоленные российские военные на Поклонной горе намерены не ждать, а требовать ключи от квартир.

На всем более чем 400-километровом пути водители проезжающих по трассе автомашин приветствовали демонстрантов в камуфляже включенными фарами и гудками, жители сел встречали хлебом-солью. После такого приема организаторы шествия посчитали уместным украсить колонну плакатом: "Народ и армия - едины!"
- Мы увидели тех, кого защищаем, и поняли, как простые люди переживают за армию, как любят военных, - говорит майор запаса Арам Хачатрян, представитель регионального профсоюза военных и сотрудников правоохранительных органов Московской области. - За время похода никто не сошел с трассы. Около подмосковного Голицына к нам присоединились два майора запаса, тоже бесквартирные. После митинга в Одинцове - еще несколько человек. На Поклонной горе уже сотни людей поддержали наш протест.
- Кто в колонне?
Офицеры отвечают коротко:
- Майор запаса Анатолий Володин. Выслуга - 27 лет. Служил в Смоленской области, на Урале, на Семипалатинском ядерном полигоне. По возрасту уволился из армии. Стою в очереди на квартиру в Воронеже. Чтобы купить жилье, надо откладывать пенсию 3-4 года подряд. А на что жить?
- Старший лейтенант запаса Александр Стрюков. Выслуга - 21 год. Уволился в 94-м с должности инженера метеогруппы военного аэродрома. Встал в очередь под номером 131 на жилье в Одинцовском районе. За 9 лет продвинулся в очереди до цифры 53.
Все истории удивительно похожи: при увольнении в запас обещали дать квартиру, а когда уволился, вычеркнули из списков на жилье.
В год государство должно выделять 30 тысяч квартир. Но уже несколько лет это обязательство не выполняется. А тут... Представьте офицера, который отдал армии лет 20-25 и собрался уходить в запас. Он нашел приличное место работы на "гражданке", которое ждать не будет. Что делать? Подавать рапорт об увольнении! Командир, конечно же, клянется (часто в письменном виде), что его часть предоставит крышу, ну буквально в течение месяца. Но ему бы обеспечить жильем тех, кто продолжает нести службу. Ведь бездомных в армии почти 170 тысяч. Добавьте сюда 30 тысяч бесквартирных сотрудников ФСБ и 160 тысяч - МВД. Каждый третий офицер у нас в стране - бездомный. В общей сложности получается, что около 570 семей действующих и уволенных в запас военнослужащих и работников правоохранительных органов не имеют крыши над головой - 2 миллиона россиян. Эти цифры красуются на борту автобуса, который сопровождает колонну.
- Какова реакция чиновников на поход? - спрашиваю Хачатряна.
- Чаще негативная. Лазутчики, которые примыкали к колонне, пытались выяснить, кто идет, зачем, кто разрешил и так далее. Каждый день нас сопровождали автомобили с "искусствоведами в штатском". Давили на участников марша и высокие чины, даже квартиры некоторым предлагали. В обмен на то, чтобы они прекратили протестовать.
- Но вы же понимаете, что "уличным протестом" проблему не решить. Какова же конечная цель похода?
- Больше 10 лет мы ждали. Понимали, что у государства до нас руки не доходят, и молчали. Теперь настала пора напомнить властям, что военные бедствуют, что решение их проблем не терпит отсрочки. Таково общее мнение всех, кто идет в колонне. С этой целью мы хотели провести в столице 24-25 октября Всероссийский форум в здании мемориала на Поклонной горе, на который уже собираются только бездомные офицеры, ощущающие остроту проблемы на собственной шкуре, изнутри.
К сожалению, вчера нам в помещении на Поклонной горе отказали. Ищем, где провести форум, и живем пока в палатке в селе Марфино, рядом с МКАД. Несколько лет назад были введены так называемые государственные жилищные сертификаты, по которым военные получали целевые дотации. Но оказалось, что в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других городах купить жилье по сертификату невозможно - дорого. Однако в других местах более 119 тысяч военных свою проблему таким путем решили. Но вот на 2004 год запланировано уменьшение ассигнований и по этой программе. Дело упирается в деньги. Если бы военные получали нормальные зарплаты, то за 20 лет службы каждый бы отложил себе на жилье и купил бы его, уходя в запас, а не ходил маршами на Москву.