НАТО ПРОТИВ ЧЕРНОЙ КОШКИ

В коридорах штаб-квартиры НАТО в Брюсселе впору искать черную кошку. Серьезные раздоры между союзниками по недавно монолитному альянсу породили планы Евросоюза по созданию на своем континенте собственной армии. Американцы тут же объявили эти прожекты "самой серьезной угрозой" будущему НАТО и потребовали экстренного заседания руководящих органов военно-политического блока.

Хотя в принципе ничего неожиданного тут нет. Многие давно предсказывали, что Североатлантический альянс ждут непростые времена. Созданный в противовес сначала СССР, а потом и Варшавскому Договору, союз западных государств десятилетиями готовился к отражению, условно говоря, броска наших танковых армад к Ла-Маншу. По меньшей мере полтора десятка лет такой опасности нет и быть не может по определению. Как нет Советского Союза и Варшавского Договора. А любой боксер, оставшись на ринге в одиночестве, видит, что махать перчатками - бессмысленное занятие. Коронная затея последних лет - продвижение НАТО на восток вопреки протестам Москвы - тоже не имеет никаких серьезных резонов. Да и американцы внезапно для европейских союзников стали с ними все меньше считаться. Как, например, в случае с началом войны против Югославии...
Окончательный разлад в брюссельский стан, похоже, внес иракский кризис. Германия и Франция заняли по поводу этой войны позицию резко отрицательную, так что их лидеры едва не перестали здороваться с Джорджем Бушем. В Париже стали все чаще вспоминать слова Шарля де Голля о том, что пребывание в одном союзе с Соединенными Штатами может запросто ввергнуть страну в любую войну даже тогда, когда по эту сторону океана подобного никто не желает. Берлин и Париж вовремя поддержала Москва. И в мире заговорили даже о перспективах нового тройственного "контрвашингтонского" союза. Какое уж тут единство НАТО? В США внезапно обнаружили, что не только они без Европы, но в некоторых случаях и Европа может обойтись без них. Для единственной в мире сверхдержавы это не только обидно, но и просто опасно, если говорить о геополитическом влиянии. А для завязшего в иракском кризисе и взывающем о помощи союзников Джорджа Буша - вдвойне.
Поэтому столь обостренно восприняли в Вашингтоне инициативу Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга, одобренную на саммите руководителей этих стран в апреле нынешнего года, - создать собственные силы быстрого реагирования. Самое печальное для заокеанских партнеров заключалось в том, что вооруженный контингент предполагается использовать для решения кризисных ситуаций без участия НАТО. Выходит - не спросив США?
Все это выглядит тем более реально, что с 1993 года уже существует так называемый еврокорпус, в котором участвуют Франция, Германия, Испания, Бельгия и Люксембург. Его штаб в Страсбурге. Пока, правда, это сила незавидная: 150 офицеров и батальон солдат. Но есть расчеты, по которым к 2005 году эти силы быстрого реагирования можно довести до 150 тысяч человек с придачей им 600-700 боевых самолетов.
Американцы вынужденно мирились с существованием еврокорпуса потому, что были уверены: ближайший и проверенный союзник в лице Великобритании, смело и безрассудно кинувшийся за ними в иракское пекло, заблокирует военно-политический "евросепаратизм" и не позволит оттеснить Вашингтон с насиженных позиций на континенте. Но верный Тони Блэр внезапно подвел. Он вероломно поддержал идею создания континентальной армии. Как тут не потребовать срочных разборок в ставшей не очень уютной брюссельской штаб-квартире?