"ПОСТАВЬТЕ МЕНЯ В ВОРОТА"

У каждого истинного поэта есть свои краски. У Бориса Вахнюка, посвятившего поэзии полвека, - это акварель. "Проведи колонковою кистью по слегка отсыревшей бумаге и увидишь - это я, тот осенний туман" - так написал он своей дочери Олесе, художнику по профессии. Эту тонкость восприятия мира, своих друзей и близких он пронес через многие годы.

На днях в Центральном Доме работников искусств прошел творческий вечер столичного поэта, киносценариста Бориса ВАХНЮКА. Его судьба связана с романтикой турпоходов, путешествий под парусом, фестивалей авторской песни. Неудивительно, что практически все лучшие стихи Бориса легко ложатся на музыку. Их поют и тысячи туристов, и знаменитые артисты России.
- Еще в 1978 году я написал стихотворное посвящение песенному фестивалю Валерия Грушина, - говорит Борис Вахнюк. - У подножия Жигулевской горы под Самарой мы собираем трехсоттысячную аудиторию под открытым небом. Каждый год сюда едут певцы и собиратели песен из России, из десятков стран за ее пределами. С ними я как в родной семье.
- В своем творчестве вы размышляете о судьбах легендарных спортсменов. Каким образом возникла тема великого вратаря - Льва Яшина?
- 8 мая 1971-го я провел за воротами Яшина весь его последний прощальный матч - готовил пластинку для "Кругозора", снимал и записывал. Тогда и появились стихи - "Ребята, я так старался, я чистил свои перчатки, я виды видавший свитер чинил на локтях вчера... Поставьте меня в ворота, доставьте мне это счастье, ну что вам, ребята, стоит - ведь это моя игра!"
Честно говоря, я был поражен, когда Лев Яшин, услышав эти стихи, вдруг заплакал. Наверное, что-то затронули, задели эти строчки в его душе...
- А вы сами выходили на футбольное поле?
- Так ведь песня - не только о Яшине. В 18 лет я стал мастером спорта по футболу. Более 30 лет на грушинском празднике стою в воротах сборной - сначала СССР, а теперь уже - мира. Там, на фестивале, я спел этим летом: "Раз в году мы становимся на год моложе, раз в году вспоминаем, что мы - это мы". Детей я не "воспитываю", - мы просто настоящие друзья. А на концертах и матчах они - главные болельщики и критики. У меня их - пятеро. Самой маленькой - Серафиме - скоро 4 года. А вот средняя дочь Таня - член Союза писателей России, выпустила свою книгу стихов.
- Вы из поколения "шестидесятников"...
- Я счастлив, что не раз - и тесно -общался с Высоцким, Окуджавой, Визбором. Это было для меня как глоток свежего воздуха.
Еще будучи студентом, я "загонял в угол" преподавателей одним вопросом: "Почему разные учебники трактуют события истории по-разному? Разве история - беллетристика, а не наука?" Из-за этого госэкзамен дважды пришлось сдавать. А с "теплого" места собкора "Кругозора" ушел по веской причине: "Все утомительнее труд, все неотчетливее дали, и хочется туда, где ждут, а не туда, куда послали..."
- Вас много лет связывает дружба с Аллой Пугачевой. Как она начиналась?
- Мы встретились в 1968 году, когда Алла была еще малоизвестной певицей. Я играл на гитаре, сочинял стихи. Мы совершили большие гастроли по Тюменской области, побывали в самых далеких "медвежьих углах". Всюду Алла Пугачева пела и мои песни. А потом в Москве она записала на пластинку, кроме знаменитого "Робота", и мою песню "Понастроила сама из надежд терема". Я рад, что в каждом новом диске Аллы есть и мои песни...
- Борис, в ваших стихах много строк о Москве. А существуют ли такие уголки столицы, которые вызывают у вас особые эмоции, теплые воспоминания?
- Мне дороги в первую очередь улицы и переулки старого Арбата. И не только потому, что их воспел Окуджава. У них действительно своя удивительная аура, неповторимая архитектура. Жители арбатских переулков отличаются взвешенностью, неторопливостью.
Еще есть местечко, дорогое для меня: стадион "Динамо" и Петровский парк. Какие колоритные мужики собираются здесь в дни футбольных матчей! Окунуться в атмосферу динамовской толпы - это все равно, что сбросить с плеч несколько десятков лет. Там дышится легко...