- Фу, угомонись наконец! - осаживал своего верного друга сержант Александр Тиунов, а прессе смущенно пояснял: - Сюда редко кто прилетает. Вот он и старается показать свой характер.
Остров Тарабаров, насквозь продуваемый студеным ветром, от Большой земли отдален не только расстоянием, но и бездорожьем. Все точно как в песне - "только вертолетом можно долететь" на этот Богом забытый участок границы. Может, по этой причине именно протока Казакевича, отделяющая острова Тарабаров и Большой Уссурийский от Китая, оказалась в 1991 году в подвешенном состоянии. С ведома последнего президента СССР Михаила Горбачева протоку оставили в совместном пользовании, не проводя демаркацию по всей форме. О том, как "совместно" эксплуатируют китайцы Амур, можно было не спрашивать.
Без бинокля прекрасно видно, как снуют по мутной водной глади джонки китайских рыбаков и ходят прогулочные катера без пассажиров под красным флагом КНР. Так сказать, норовят "по факту" застолбить на Амуре свое постоянное присутствие.
- А что мы можем поделать? - задаются вопросом здешние "погранцы", безучастно взирающие на происходящее со смотровой площадки сторожевой вышки. - Сопредельная сторона настойчиво пытается показать свое право на присутствие в исконно русских водах.
В состав государства Российского Большой Уссурийский и Тарабаров острова вошли в 1651 году в результате похода Ерофея Хабарова. В 1858 году после подписания Айгунского договора русские поселения на островах получили официальный статус. Соседи противиться не смели. До тех пор, пока последний президент СССР не пошел на уступки в вопросах демаркации. Тогда решено было не проводить пограничную линию по фарватеру Амура (как на других участках российско-китайской границы), а лишь условно отмежеваться от соседей по береговой линии - попутно тем самым оставив им право на сомнения в точности прохождения нашей госграницы. Самое неприятное в этом вопросе, что китайцы получили возможность ходить по Амуру мимо столицы края - Хабаровска. С чем категорически не согласны местные жители, памятуя о трагических событиях на острове Даманском.
...Вдруг завыла сирена. Тревожная группа заставы быстро погрузилась на катер, и он ушел на перехват двух лодок-нарушителей. К счастью, до инцидента дело не дошло. Китайские рыбаки, завидев катер, быстро ретировались на "свою" территорию, лишив наших спаленного топлива и потрепав в очередной раз нервы.
На вопрос, часто ли приходится иметь дело с нарушителями, генерал Александр Даниленко отвечает: "Случается. В этом году выловили около 300 китайцев, пересекших границу, чтобы жить в России нелегально. Таким нахальным способом к нам чаще всего из-за кордона бегут бомжи. Отправлять их на родину - дело затратное и хлопотное. К тому же на той стороне нередко волокитят дело, а потом, получив нарушителей обратно, никак их не наказывают. И тем самым поощряют на очередную вылазку на наши острова. Вот так и живем".
Справедливости ради замечу, что соседи чаще предпочитают оседать на дальневосточных просторах вполне легальным способом, нанимаясь на работу в российские фирмы. Хабаровские предприниматели охотно принимают китайцев, так как эта "рабсила" дешевая и непритязательная. Чтобы оценить масштабы явления, достаточно пройти по улицам города. Мостовые с усердием ремонтируют китайцы. Нечто похожее наблюдается на базарах, где нехитрый товар с маркой "Made in Chine" граждане Поднебесной предлагают в большом ассортименте, недорого и, как правило, невысокого качества. Региональные власти пытаются тормозить процесс "мирного освоения края", отказывая китайцам в предоставлении гражданства РФ. Однако миграционные барьеры для соседей не слишком обременительны. Они и без прописки чувствуют себя достаточно комфортно на нашем берегу, где им предоставлена работа, а значит, и относительно благополучная жизнь.
Местный священник отец Сергий на острове давно свой. Бывший десантник здесь исполняет обязанности воспитателя и замполита, посвящая скромную по числу паству в таинства церкви и наставляя на ратные дела. Без него не обходится ни одна служба. По церковным праздникам на сопредельной стороне с любопытством наблюдают, как русские под звон колокола молятся за нерушимость своих границ, принимают присягу и провожают на дембель.
Старожилы рассказывают, что храм-часовню на самом берегу реки островитяне ударными темпами построили всего за полтора месяца. Таким образом была компенсирована потеря погранстолба с литерой "Е", который был установлен в середине ХIХ века и который хитрые китайцы под шумок перестройки разрушили под самое основание. Теперь храм-часовня стоит на сопке, словно форпост нашего непоколебимого здесь присутствия. Соседи нашли, как теперь это называется, адекватный ответ: затопили баржу с песком в протоке Казакевича, по которой, собственно, и проходит граница. Тогда администрация края на принцип "Нет реки - нет и границы" внесла предложение совместно провести углубление протоки. Соседи ответили решительным "нет". Что делать? Российская сторона начала строить дамбу, соединяющую острова с материковой частью края. По планам администрации Хабаровска решено навести мостовые переправы на материковую часть...
На вопрос, существует ли угроза экспансии, губернатор Ишаев ответил так: "Я не любитель политических заявлений. Тем более что соседей не выбирают. Но в отношении островов Большого Уссурийского и Тарабарова категорически заявляю - это наша земля!" А чтобы сомнений на этот счет ни у кого не возникало, в укрепрайоне на подлете к недемаркированному участку границы стоят танки.