МЕСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ

Появление в 1995 году Федерального закона о местном самоуправлении Брянская область восприняла "на ура". При губернаторе Юрии Лодкине было учреждено целых 482 муниципальных образования. Правда, они даже отдаленно не напоминали прежние российские земства, о возрождении которых радел все эти годы Александр Солженицын. Скорее, это походило на реставрацию фрагментов советской власти в деревне. Вместо земств появились подобия бывших сельсоветов.

- На создание нового чиновничьего аппарата были затрачены немалые средства, - рассказывает бывший депутат областной Думы Ольга Денисова. - Потребовался транспорт и неплохие оклады. Может, потому, что эту работу в нашей Думе вел бывший первый секретарь обкома компартии, в новых структурах самоуправления нашлось место всему партактиву. В зданиях районных администраций появились таблички: "Райком КПРФ". Доходило до абсурда. В Трубчевске на одной стороне улицы был городской совет, а напротив - районный. Я возражала: "Мы закрываем в сельских районах библиотеки, на которые нет денег, а при этом плодим бюрократическое сословие!"
Настоящими органами местного самоуправления большинство муниципальных образований стать не могли. У них не было самостоятельных бюджетов. Между ними делились средства районной казны. Но целью брянских коммунистов было вовсе не самоуправление, а построение своей "властной вертикали". Одного они не смогли предусмотреть: что некоторые органы самоуправления станут рассадниками вольнодумства. Как это случилось в городе цементников - Фокино.
Там активный переселенец из Казахстана Сергей Казаков быстро приобрел популярность среди рабочих, выколачивая для них при поддержке профсоюза зарплату в кризисном 1998 году. На выборах градоначальника он легко обошел пятерых конкурентов и занял этот пост. В это время руководство проталкивало идею: сжигать в печах изношенные автомобильные шины, отбегавшие свое по Европе. Казаков воспротивился экологически небезопасной технологии, которая могла обернуться кислотными дождями. Тем самым он подписал себе приговор.
- Сразу прибыл заместитель губернатора Сергей Артюхов и предложил депутатам горсовета упразднить муниципальное образование Фокино, - рассказывает Сергей Казаков. - Сколотили инициативную группу, которая провела опрос населения: желает ли оно этого упразднения? Подписи собирали и почтальоны, и дворники. Списков мне не показали, я увидел их только в суде. Людям внушали, что в новой ситуации бюджетники, например, будут вовремя получать зарплату. На кого-то попросту надавили.
Сомнительные опросные листы и позволили депутатам Дятьковского районного совета упразднить зловредное муниципальное образование Фокино. Казаков перестал быть помехой областным властям и цементным воротилам. А промышленный город, который кормит район и в состоянии иметь полноценный бюджет, стал бесправным. В отделении милиции осталось 17 сотрудников, включая уборщицу и секретаря. Все оснащение - престарелый УАЗ, хотя городской микрорайон Шибенец отдален от Фокино на десяток километров. За всеми справками фокинцы ездят теперь в Дятьково.
Когда горожане поняли обман, поезд, как говорится, уже ушел. Зато депутаты горсовета сохранили себе льготу - бесплатно ездить в общественном транспорте. Бывшие "упраздненные" градоначальники Фокино и Климова дошли до Верховного суда, и тот вынес вердикт: не по закону поступили с муниципальными структурами и их главами. Но областная Дума отказывается выполнять судебное решение.
Сейчас из 482 муниципальных образований ликвидировано 451, среди которых были и жизнеспособные - вроде Фокино. Бюджет получил еще одну трещину, ведь на упразднение муниципальных образований, как и на их создание, тоже нужны средства. Но сами породили - сами и убили.
По иронии судьбы именно в Брянск представители Минэкономразвития привезли для обсуждения проект закона о местном самоуправлении. Московским гостям разгром сотен муниципальных образований представили как достижение: вот сколько лишних чиновничьих контор сократили. А что попутно задавили ростки земской свободы, - кто же в этом признается? Впрочем, если примут новый закон, в Брянске готовы опять "поиграть во власть".