Впрочем, это была неожиданность лишь для непосвященных, ибо договоренность об этой встрече была достигнута еще перед отлетом в Шанхай Владимира Путина, который и выступил ее инициатором.
Уже на таджикской земле российский президент четко определил позицию по отношению к складывающейся в Афганистане ситуации и к будущему этой страны. Он поддержал правительство Раббани как международно признанное, которое давно ведет борьбу за освобождение своего народа, подтвердил намерение "продолжать оказывать поддержку Афганистану в его борьбе с терроризмом, в том числе в военно-технической области, и помочь афганскому народу доставкой гуманитарных грузов".
Владимир Путин считает, что в Афганистане необходимо создать такую ситуацию, когда "афганский народ сможет самостоятельно определить свою судьбу и строить государство, которое было бы дружественным к своим соседям, в том числе и к Российской Федерации". Движение "Талибан", сказал президент, полностью скомпрометировало себя связями с международным терроризмом, поэтому желание законного правительства Исламского Государства Афганистан не иметь в своем составе талибов вполне обоснованно...
По итогам ночных переговоров трех президентов было принято специальное заявление, носящее программный характер. В нем подчеркивается, что непременным условием перевода разрешения ситуации в Афганистане в политическое русло является безоговорочное выполнение требований антитеррористической коалиции, включая выдачу вдохновителей и организаторов террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, роспуск и полное разоружение вооруженных формирований террористических и экстремистских группировок на территории, подконтрольной талибам. Участники встречи выразили твердое убеждение в том, что политический процесс в этой стране должен быть нацелен на создание широкого правительства, включающего в себя представителей всех народов и этнических групп Афганистана и формируемого в результате свободного волеизъявления. Стороны отметили необходимость активизации роли ООН и всех государств, которые готовы оказать содействие политическому урегулированию в этой многострадальной стране.
Эту согласованную позицию поддержал и министр иностранных дел Ирана Кемаль Харрази, также прибывший в Душанбе. С ней, по сути, солидаризировался и госсекретарь США Колин Пауэлл, заявив в Шанхае, что США выступают за формирование в Афганистане правительства на широкой основе, в котором будут представлены интересы всего населения страны и в котором "нет места каким-либо элементам, входящим в нынешнее руководство движения "Талибан". В то же время он указал на то, что в движении талибов много людей, которые не занимали руководящих постов и никак не связаны с правящей верхушкой и хотят участвовать в процессе политического урегулирования. Складывающийся вокруг Афганистана консенсус широких сил, заинтересованных в мирном, стабильном, процветающем будущем этой страны, не может не обнадеживать.