На туристическом рынке грядет революция снизу
В России собираются вывести из тени десятки тысяч гостевых домов, которые сегодня де-юре работают незаконно. Налоговики и туристы скажут спасибо.
В России не хватает современных отелей. Это знают и отраслевые эксперты из АТОР, и чиновники. Острее всего дефицит чувствуется на черноморских курортах. В последние два года спрос на этом направлении заметно превышает предложение, а ситуация заметно не улучшается.
Минувшим летом на побережье в Краснодарском крае и в Крыму отдохнули 15 млн человек. При этом количество классифицированных объектов размещения в обоих регионах было чуть больше 4 тысяч, из них меньше трети гостиниц с высокими стандартами обслуживания. Так, в Крыму из 1083 официально зарегистрированных на полуострове объектов размещения к категории «3 звезды» относятся 244 отеля, «4 звезды» подтвердили 64 гостиницы, а до пятизвездочного уровня дотянули только 13 объектов. В Краснодарском крае ситуация немногим лучше.
При этом к сочинским гостиницам нормальному человеку просто не подступиться — дорого! А две недели отдыха в рядовом (не на первой линии) трехзвездочном отеле в Анапе стоили семье из четырех человек в середине июня 300 тысяч рублей. И это без учета дороги! Турция и Египет даже с перелетом обойдутся не дороже. Настоящим спасением стали объекты «без звезд». Гостевые дома и апартаменты за вменяемые деньги оставляли возможность провести пару недель у теплого моря. Доля этого сегмента туристического рынка оценивается в 40%. Только в Крыму гостевых домов разного уровня более 9 тысяч.
Но с точки зрения властей все это — черная дыра, жилые помещения, где законом запрещена гостиничная деятельность. Легализовать этот бизнес поможет законопроект, который осенью рассмотрит Госдума.
Легализация десятков тысяч гостевых домов по стране приведет к увеличению налоговой базы в регионах и созданию большого количества официальных рабочих мест. С другой стороны, этот шаг защитит права отдыхающих. Сегодня при возникновении спорных ситуаций люди в лучшем случае выясняют отношения с агрегаторами, через которые гостевые дома продвигают свои услуги, а в худшем — с администраторами самих гостевых домов, которым проблемы клиентов — до лампочки.
Легализация этой части туристического рынка будет иметь еще одно далеко идущее последствие: такие объекты туристической инфраструктуры станут привлекательными для инвесторов. И это обстоятельство представляется важнее, чем рост отчислений в бюджеты разных уровней. На строительство нового отеля уходит много времени и денег, а с гостевыми домами ситуация проще. Мировой опыт говорит, что такого рода бизнес вполне может быть семейным. В свою очередь, появление на рынке тысяч новых объектов заставит «звездные» отели пересмотреть свою ценовую политику, что будет всем нам только на руку.