Раньше, когда наши каналы анонсировали новые развлекательные шоу, зрителя разбирало любопытство: что там еще придумали? И телевизионщикам порой действительно удавались вполне забавные штуки. Потом, правда, выяснялось, что выдуманы они не нами, а куплены за границей, но да какая разница? Главное — время у экрана с удовольствием провести. Теперь же ситуация иная: удивить аудиторию становится все сложнее.
На «Первом» стартовали «Короли фанеры». Уже само название было сердцу мило. Вспоминались славные времена «Ласкового мая», выступавшего одновременно в разных городах, и «Миража», в котором симпатичные девахи раскрывали рты под голос Суханкиной. Обещало нечто свеженькое и имя ведущего: все-таки Павла Прилучного, ставшего модным после «Мажора», еще не успели затаскать по разухабистым развлекательным проектам. И даже то, что «Короли» не оригинальны, а являются адаптацией американского хита Lip Sync Battle (последнее слово стоит запомнить!), вызвало приятное волнение: надо же, оказывается, и за океаном знают, что такое фанера, а мы-то думали, она там под запретом!
Правила нового шоу таковы. В каждом выпуске два героя соревнуются на протяжении трех раундов. Сначала под фонограмму они поют эстрадный хит прошлых лет, пародируя его исполнителя. Затем надевают наушники и пытаются угадать, какой номер и какую звезду изображает перед ними их приятель. Ну и наконец делают полноценный номер с гримом, костюмом и прочей атрибутикой попсы.
Увиденное произвело впечатление дежавю. Больше всего зрелище смахивало на «Точь-в-точь». Но местами — где с наушниками — сильно напоминало «Угадай мелодию», и это стало особенно ощутимым, когда поющего перед «глухим» участником программы персонажа стал изображать Валдис Пельш.
А немного раньше на «России 1» появились «Пятеро на одного». Да что же это такое-то — и там дежавю! Герои отвечают на вопросы зрителей. Угадают — деньги остаются в кошельке программы, нет — уходят к автору вопроса. Это ли не «Что? Где? Когда?»? От знаменитого клуба знатоков великолепная «пятерка» отличается, конечно — более разнообразными, но менее строгими правилам, а также атмосферой показного веселья. Но все же от сходства никуда не денешься.
О чем же думали авторы, запуская проекты с явными признаками вторичности? На что надеялись? Да все на то же — на медийных персонажей. В «Королях» соревновались между собой Николай Фоменко и Леонид Ярмольник, веселых знатоков изображали Ольга Шелест, Андрей Ургант и другие. И откуда у мастеров телеэкрана такая уверенность, что звезды могут дотащить до приличных рейтингов любую туфту?
Тут вот в ходе промокампании «Голоса» зрителю с восторгом сообщали, что в новом сезоне его ждет золотой состав наставников. Во-первых, кто это качество определил? Продюсеры? Руководство канала? Тогда, на их взгляд, выходит, что Баста, принимавший участие в шоу два года назад, — далеко не золото. Пелагея, отсутствовавшая пару лет по уважительной причине беременности и родов, — Aurum, а заменявшая ее Гагарина — нет. Что Билан — самый что ни на есть драгоценный металл, а Лепс — вроде как и не очень. Но если понятие «золотой» эквивалентно успешности, то еще не факт, у кого из указанных персон проба выше.
Впрочем, понятие «золотой состав», вероятно, подразумевает следующее: именно Пелагея, Билан, Агутин и Градский наилучшим образом «спелись» в качестве наставников. А троица временщиков вносила в квартет фальшивую ноту. Тогда, может, именно отсюда и возникает ощущение, что тот самый золотой состав, постаревший на шесть лет, в новом сезоне своими эмоциями, мимикой, шутками старается быть похожим на себя прежнего, времен триумфа самого первого, еще не замыленного «Голоса»?
Но вернемся к нашим шоу и к уверенности их создателей, что именно такие звездные участники и привлекут зрителей. Здесь все относительно, что подтверждают сухие цифры. В топе лучших телевизионных программ минувшей недели на верхней строчке традиционно оказался как раз «Голос». Согласно данным измерительной компании «Медиаскоп», по России его рейтинг составил 5,8%. Это означает, что свой выбор на конкурсе вокалистов остановили примерно 8 млн 120 тысяч человек. Ну кто-то, вероятно, посмотрел его еще и в записи, так что миллионов 10 может набраться. «Короли фанеры» заинтересовали 3 млн 780 тысяч граждан. Много, конечно. Но у ставшего уже притчей во языцех баттла (помните?) Оксимирона и Гнойного аудитория перевалила за 20 млн!
Так, может, позвать Оксимирона и Гнойного в «ящик»? Не пойдут ведь, заразы! Они же не звезды там какие-то. Да и кто их туда пустит с их-то мировоззрением и словечками?! Но было бы совсем неплохо привлечь к созданию новых телевизионных форматов людей такого уровня креатива. И, главное, такого возраста. Ведь, что греха таить, программную политику ведущих телеканалов формируют люди 50+. Они-то себе, наверное, кажутся такими же молодыми выдумщиками, фонтанирующими идеями, какими были четверть века назад. Но для того, чтобы телевидение перестало медленно угасать, одной этой уверенности недостаточно.