В самом западном регионе России тоже решились на реновацию хрущевок
Правда, в Калининграде на московский сценарий — все снести, построив взамен новые дома, — денег нет и не предвидится. И потому здесь пошли своим путем, чем-то напоминающим строительство потемкинских деревень. В подробностях разбирался репортер «Труда».
Вообще хрущевки стоят по всему Калининграду, нигде город не украшая. Болезненнее всего они воспринимаются на Ленинском проспекте. По мнению специалистов, застройка этими допотопными зданиями архитектурно убила главную улицу города.
Как и по всей стране, возводить здесь первые хрущевки принялись в конце 1950-х. По проекту, главную улицу должны были сформировать дома в пять этажей с девятиэтажными вставками. Однако реализован план был далеко не так, как задумывалось. В местных газетах тогда писали оптимистично: «Пройдет не так много времени, и наш город будет по праву гордиться главной магистралью». На деле же, расчистив руины Кенигсберга, на их месте начали возводить неказистые типовые жилые здания. Да, они позволили в короткий срок сразу тысячи людей переселить из бараков и коммуналок. Но глаз хрущевки, прямо скажем, не радовали и тогда, а теперь и подавно.
Так уж вышло, что на Ленинском проспекте особенно невыразительной, провинциальной получилась главная его половина — участок от площади Победы до реки Преголи. Высоток здесь вообще не возвели, а остальные дома сделали четырехэтажными. Что весь район сделало еще приземленнее — во всех смыслах.
Знающие люди и тогда понимали, какая архитектурная мина закладывается для потомков. В 1963 году в Калининград приехали специалисты столичного института «Гипрогор». Сутки напролет они проводили на проспекте, изучая район, советуясь с местными коллегами, коммунальщиками и строителями. Одним из итогов той совместной работы стала программная статья «Ленинский проспект» главного архитектора Калининграда Владимира Ходаковского, которая 17 ноября 1963-го вышла в «Калининградской правде». И там был поставлен честный диагноз: Ленинский проспект весь вид портит, ситуацию надо исправлять. Здесь же автор предлагал пути решения проблемы. Увы, его предложения остались на бумаге...
Вот и за последние годы было немало разговоров о реконструкции магистрали. И все они сводились к одному: для начала надо бы избавиться от хрущевок. Дескать, эти давно выработавшие свой ресурс дома следует расселить — и снести, взамен построив нечто красивое и современное. Однако в бюджете на такие дерзкие планы денег хронически недоставало. И инвесторы не торопились встать в очередь, чтобы вложиться в «проект века».
И вот недавно процесс все же пошел. Как известно, Калининград включен в число российских городов, которые примут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. В городе ожидается небывалый доселе наплыв зарубежных гостей. Ленинский проспект — «протокольный маршрут» ЧМ-2018. Не желая конфузиться перед иностранцами, местные власти постановили: раз не можем пока что избавиться от хрущевок кардинальным образом, то хотя бы припудрим им носы, точнее, фасады.
Для начала переформатировали три здания в начале проспекта. И первый блин вышел не комом: старые советские дома настолько похорошели, что их стало трудно узнать. Народ в целом остался доволен. «Если так пойдет и дальше, то весь проспект преобразится», — говорили горожане. Но дальше пошло не так.
Дело в том, что чиновников новый облик хрущевок не устроил: маловато-де историзма. Так что следующие объекты решили реконструировать более радикально — под старину. А какая старина в Калининграде? «Реновация под Кенигсберг» — так лучше не формулировать, вот и объявили, что в дальнейшем реконструкция пойдет в «ганзейском стиле». В таком стиле и стали «припуд-ривать» фасады второй очереди реновации (еще три дома). Но пудрить мозги становилось все сложнее, и былые восторги калининградцев остались в прошлом. Действительно, что же это за ремонт такой — лишь снаружи? Получается, гнилые сети — и при этом наворачиваем на крышах завитушки а-ля Кенигсберг...
Пошли вопросы: какие материалы используются и сколько вообще эта бутафория продержится? Или она только лето 2018-го должна пережить? До людей дошло: «потемкинская деревня» возводится за их же счет — в рамках программы кап-ремонта. То есть наведут вам снаружи сомнительную красоту — и все, дом будет считаться капитально отремонтированным. А заменить, скажем, древние трубы — это вы, уважаемые жильцы, уж как-нибудь потом сами...
Когда летом речь зашла о третьей, самой масштабной очереди реновации, сразу несколько домов стали противиться такому ремонту. Начались уговоры. Правда, жильцы одной из хрущевок оказались особо стойкими. Такой ремонт нам не нужен — и точка. Чиновники вынуждены были отступить, обвиняя несговорчивых граждан в отсутствии патриотизма. Мол, все дома как новые, и лишь ваш будет картину портить перед гостями. Впрочем, мятежная хрущевка выглядит получше иных новых домов. И за жильцов можно не тревожиться: им не нужно жить, расставив тазики по квартире. Как в соседних домах, где в ходе ремонта разобрали крыши, а обеспечить защиту от дождей оказались не в состоянии. Вот и заливает людей уже который месяц: К слову, работы по реновации на проспекте должны были завершиться в сентябре. Однако хорошо, если строители успеют к зиме.
А еще реновация добавила масла в огонь кампании по борьбе с «германизацией». Так в Калининградской области называют процесс, который возник в регионе в конце 1980-х. Если раньше досоветская история этой земли замалчивалась, то с началом перестройки запретный плод замаячил перед глазами. И началась другая крайность: чужое возвеличивалось, свое — охаивалось. В общем, даешь Кенигсберг!
В последнее время с этим стали бороться. Например, при прежнем главе области Николае Цуканове в центре Калининграда планировалось воссоздать замок. Новый же руководитель региона Антон Алиханов сразу дал понять: замка не будет. Но вот «онемечивание» главной улицы города, видимо, было уже не остановить.