Народная мудрость гласит: хочешь посмотреть реалити-шоу, в котором все происходит по-настоящему, — включи Animal Planet. Там львы преследуют своих жертв не для того, чтобы кого-то развлечь, а потому что кушать хочется. Что же касается прочих реалити — на то они и шоу, чтобы зрителю было интересно их смотреть. Требовать от этого телевизионного жанра правды жизни нельзя, а можно — только правдоподобия.
Первые реалити-шоу появились в США в сороковые годы прошлого века. Уже в раннем периоде существования жанра были сформулированы его основные принципы: отсутствие сценария; участие обычных людей, а не актеров; условия съемок, приближенные к реальности. Но за прошедшие десятилетия они были если и не забыты полностью, то, во всяком случае, перестали считаться обязательными. Кое-как еще держатся шоу с конкурсной основой, то есть те, где участники поют и танцуют. Там как спел — такое место на пьедестале и занял. Хотя злые языки поговаривают, что даже на «Голосе» не все так просто. Мол, отбор конкурсантов там идет честно, но потом продюсеры объявляют счастливчикам, кто из них на каком этапе вылетит. Это нужно якобы для того, чтобы в финальные выпуски не попадали похожие, как две капли воды, исполнители.
В начале сезона на НТВ появились сразу два реалити-шоу — «Охота» и «Экстрасенсы против детективов». И это весьма примечательно, ведь прежде канал не отличался любовью к этому жанру. Но при этом энтэвэшники остаются верными себе. Оба новых проекта имеют привкус криминальных сериалов и боевиков. В «Охоте» группа бывших спецов из МВД разыскивает прячущихся от них участников, а в «Экстрасенсах» люди с соответствующими талантами конкурируют с профессионалами, пытаясь раскрыть преступление. Вообще силовым ведомствам давно пора вручить этому телевизионному каналу награды за популяризацию их труда. По итогам прошлого года самое большое число героев сериалов служили именно в этих ведомствах, а именно — 30,9% (учителя и врачи не дотянули и до 10%).
Ну так вот, ненатуральность происходящего в обеих новинках канала режет глаз. Начнем с «Охоты». Правила там таковы. Есть 29 «беглецов», которых отобрали из шести тысяч претендентов. Это, в основном, пары, состоящие из родственников и друзей. О том, что они примут участие в шоу, герои за час до его начала узнают от оператора, который повсюду будет сопровождать их. Каждому дают банковскую карту с 10 тысячами рублей — на них и надо продержаться почти месяц. Награда победителям — 3 млн рублей.
Сомнительные моменты начинаются уже на этой стадии. Вот пара будущих участников стоит на балконе, любуется панорамой. Вдруг открывается балконная дверь, а там оператор. Он как в квартиру-то попал? Дверь была открыта? Впустил кто-то из членов семьи? Но тогда надо было этот момент показать.
Собрав шмотки, герои пускаются в бега, меняя виды транспорта, покупая новые симки и так далее. За ними на машинах гонятся «охотники», действия которых координируют из штаба, расположенного в Москве. «Охотники», идя по следу, допрашивают родственников и друзей «беглецов». Правда, делают это очень мягко, не так, как сериальные менты. Штабные же координируют их действия, отслеживают звонки «беглецов» и использование карты, анализируют записи с камер видеонаблюдения, изучают социальные сети и электронную почту (привет Яровой!).
Пардон, но разве на эти действия не нужны санкции? Или НТВ удалось получить их? Нет, в самом начале «Охоты» появляется трогательный титр «Некоторые возможности государства, среди которых системы камер видеонаблюдения и распознавания автомобильных номеров, были имитированы». Но если работа спецов — игра, то разве не игра и все остальное?
Ненатуральность происходящего режет глаз. «Беглецы» все время торопятся, стараясь не терять ни секунды. Вот машина, которой управляет их знакомый, срывается с места и исчезает за дальним поворотом. А в следующем кадре мы видим героев уже в самой машине. Но для того, чтобы такая смена планов была возможна, автомобиль должен был вернуться за оператором или подождать его минут десять. Какая уж тут скорость?!
Герои, разумеется, отбирались по принципу разнообразия — тут есть и гламурная девица, и мажор, и крутой мужик. Но в отличие от большинства других реалити, на проекте отсутствуют маргиналы. И это правильно: для создания психологического напряжения участники должны уметь словами выразить переживания преследуемого человека. Во всем чувствуется сценарная проработка характеров героев. Чтобы зрителю было интересней смотреть, кто-то без всякого повода начинает истерить, какие-то пары моментально вступают в конфликт между собой. По маршруту «беглецов» то и дело встречаются «рояли в кустах». Так, например, девушки из Сочи, решившие спрятаться в горах, натыкаются на проводников, у которых, конечно, совершенно случайно оказываются три свободных лошади (для участниц и для оператора). Окончательно добивают вертолетные съемки...
Героями (или сценаристами?) «Охоты» придумываются весьма хит-роумные уловки, чтобы ввести преследователей в заблуждение. И потому, смотреть ее все же интересно. В отличие от проекта «Экстрасенсы против детективов». Увы, повторить успех канала ТНТ с его «Битвами экстрасенсов» и шоу «Экстрасенсы ведут расследование» энтэвэшникам не удалось. Сама идея заново распутывать дело, которое давно уже было раскрыто, кажется странноватой. Допрашивать свидетелей, давших показания пять лет назад? Искать преступника, который уже сидит? Ну ладно, хоть бы диалоги для экстрасенсов и детективов (актеров?) придумали нормальные, а так — скука, да и только.