Почему наши дети не такие здоровые, какими были их мамы и дедушки?
Здоровье школьников в стране неуклонно ухудшается — это подтверждает полвека наблюдений с хрущевских времен и до сего дня. Что с этим делать, как переломить тенденцию? Этой проблеме была посвящена наша беседа с доктором медицинских наук, руководителем отдела НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», профессором Натальей Скоблиной. Она является также генеральным секретарем Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья — общественной организации, получившей международное признание.
- В 1960-е полностью здоровых, гармонично развитых школьников, которых врачи относят к первой группе, было 36% от общей численности, — напоминает Наталья Александровна. — В 70-е в эту группу входили уже 22% учащихся. В 90-е отклонений по здоровью не имел лишь каждый десятый. А сейчас таких осталось вообще 3%. А 80% имеют выраженные проблемы со здоровьем. Вот и сравнивайте...
По словам собеседницы, 65-75% детей до 10 лет имеют отклонения, связанные с костно-мышечной системой (явные нарушения осанки, хронические болезни, в том числе боковое искривление позвоночника). Что-то удается исправить, но все же среди старших подростков такие проблемы остаются у каждого второго.
У кардиологов свои тревоги. Число детей с функциональными отклонениями сердечнососудистой системы в последнее время резко возрастает. Невиданное прежде количество детей с высоким артериальным давлением в немалой степени объясняется эпидемией ожирения среди юного поколения (сегодня у каждого седьмого-восьмого школьника — избыточный вес). Прибавьте к этому все возрастающие учебные перегрузки и стрессы. А в результате обследования свидетельствуют: уже в 3-4-м классах кардиологические отклонения выявлены у 35% учащихся. При этом детская гипертония не всегда выявляется вовремя, хотя для этого и нужно всего-то измерить давление...
Третье место по заболеваемости занимает патология желудочно-кишечного тракта. Во время учебы ситуация ухудшается, и в старших классах такой диагноз имеет каждый четвертый-пятый школьник.
Особый разговор о нервно-психических расстройствах, которые выявляются у 50-75% российских учащихся. Проявления могут быть разными: головные боли, повышенная утомляемость, раздражительность, снижение работоспособности, нарушения внимания и сна. И это не пустяки! Достаточно сказать, что из-за серьезных психических отклонений военные врачебные комиссии освобождают ежегодно от призыва каждого восьмого парня. Надо ли говорить, что и в штатской жизни им придется непросто.
«В числе распространенных недугов учащихся — проблемы со зрением, — продолжает профессор Скоблина. — Легкая степень близорукости (миопии) уже в 1-м классе отмечается у каждого пятого, в 5-м классе — у каждого третьего, а в старших классах пациентами офтальмологов становится половина школьников. Каждый второй окончивший школу не может обходиться без очков. Хочу остановиться на этой проблеме особо, потому что миллионы молодых имеют дефекты зрения, а негативную тенденцию можно остановить. Есть и интересные исследования, и проверенные более чем 10-летней практикой эффективные технологии, позволяющие не допустить ухудшения зрения во время обучения. Однако широкого использования новые методики не находят. Почему?»
Прежде чем ответить на свой же вопрос, Наталья Александровна на примерах показывает, как идет атака на глаза нынешних школьников. Сегодняшние ученики от 6 до 15 часов в неделю проводят возле компьютеров, а для 6% у девушек и 13% у юношей эта норма возрастает уже до 30 часов. А ведь есть еще и ТВ, и мобильный телефон, электронные книги и прочие девайсы.
Противостоять натиску на юные глаза решили еще 14 лет назад в гимназии № 12 подмосковного города Долгопрудного. Здесь реализуется интересный проект «Охрана здоровья школьников». В рамках его гимназия открыла профилактический кабинет охраны зрения. Это офтальмологический конвейер на 15 мест. Есть, например, вибромассажер, который по специальной методике массирует точки вокруг глаз. Другой аппарат — цветоимпульсной терапии с биологической обратной связью (АСИР) — предназначен для стимуляции органа зрения с помощью световых импульсов. Его использование дает хороший профилактический и лечебный эффект. Имеется на конвейере и оборудование для музыко- и светотерапии. Проводятся тренировки глаз с использованием специальных очков. Школьников учат также специальной гимнастике для глаз. Высококвалифицированный офтальмолог дважды в год приезжает в гимназию для занятий и консультаций. Между прочим, на занятиях по физкультуре дети играют в бадминтон (офтальмологи рекомендуют!).
И результаты дают о себе знать. Если в обычной школе численность учеников, страдающих близорукостью, увеличивается за годы обучения в 2-2,5 раза, то в долгопрудненской гимназии распространения миопии не происходит. Чем не опыт? Использование его по всей стране позволило бы сохранить зрение сотням тысяч выпускников ежегодно.
«Затраты на организацию кабинета охраны здоровья в школе или гимназии не такие уж большие, а польза — очевидная», — подытоживает профессор Скоблина.
Хочется надеяться, что ее услышат наши чиновники, отвечающие за школы и за здоровье подрастающего поколения.