Пилоты Як-42 то взлетали, то тормозили

Следователи до сих пор не могут понять, что вызвало неадекватное поведение экипажа разбившегося под Ярославлем самолета

Минуло 16 дней после авиакатастрофы под Ярославлем, унесшей жизни 44 человек, в том числе хоккеистов «Локомотива». Последняя версия: пилот нажал на тормоз, а потом все-таки решил взлетать.

Пока Межгосударственный авиационному комитету (МАК) удалось установить обстоятельства крушения самолета, но не причины.

Итак, 7 сентября в 16.00 самолет Як-42 с бортовым номером RA-42434 начал разгон по взлетно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». В отчете МАК указывается, что максимальная скорость при разгоне составляла примерно 230 км/ч. Но отрыва самолета от ВПП не произошло, пришли к выводу авиаэксперты. «Фактический отрыв самолета произошел на удалении 400 метров за выходным торцом ВПП-23 после отклонения руля высоты на 13–14 градусов», — констатируется в отчете МАК.

Далее пилоты уже не могли повлиять на ситуацию. «После отрыва самолета от земли произошло его столкновение с антенной системой курсового радиомаяка… Максимальная высота, которую набрал самолет, — 5–6 метров», — сообщают в комитете. На такой высоте самолет накренился влево, задел деревья и врезался в землю. Такова скудная официальная информация об авиакрушении.

Сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направлены «в специализированный институт» на исследование, которое началось 16 сентября, отмечает МАК.

Следователи изучают личные проблемы пилота

Отрабатывают версии и журналисты, и Минтранс России. Версии о технических неполадках Як-42 опровергнута. Главный транспортник страны Игорь Левитин отверг воздействие «внешних причин».

«Хочу сказать, что это был плановый полет, вылетал он точно по расписанию, полоса была свободна. Я там был на месте и хочу сказать, что там не было причин, которые бы могли усугубить действия пилотов, внешних причин», — сказал министр в эфире радио «Вести FM».

Появившаяся в ряде СМИ расшифровка речевых самописцев, подлинность которой пока официально не подтверждена, не исключает, что пилот мог быть неадекватен.

Нажал на тормозапри взлете

В среду распространилась также неподтвержденная версия — что экипаж Як-42 несвоевременно начал переход в режим взлета, а второй пилот на разгоне нажал на тормоз. Об этом агентству «Прайм-ТАСС» сообщил неназванный эксперт, участвующий в расследовании.

По словам источника, экипаж начал взлет в пониженном режиме, что позволяет самолету в течение 3–5 секунд набрать скорость 50–70 км/ч. Далее экипаж должен был перейти к взлетному режиму и поднимать лайнер. Процесс разгона и взлета занимает не более 30–40 секунд с момента выхода самолета на ВПП и непосредственно взлета.

Пилоты не смогли набрать нужной для отрыва от земли скорости, утверждает источник. «Поскольку ускорение практически нулевое, второй пилот, который сидит справа, „хлопнул“ тормоза, но затем они все-таки решили взлетать, что объясняет следы от торможения на полосе. Но им не хватило нескольких метров для нормального взлета, и они, задев мачту, упали», — сказал источник агентству «Прайм-ТАСС».

На ВПП эксперты МАК действительно нашли следы торможения.

Карательные выводы чиновников

20 сентября министр транспорта Игорь Левитин отчитался перед депутатами о ситуации в транспортной отрасли в рамках внепланового «правительственного часа». Решение о его проведении было принято после катастрофы в Ярославле.

Все три оппозиционные фракции в Госдуме высказывались за отставку министра транспорта в связи с рядом трагических происшествий на транспорте в 2011 году — теракт в аэропорту Домодедово, в котором погиб 31 человек; крушение Ту-134 под Петрозаводском в июне, унесшее 45 жизней; потопление «Булгарии» в водах Волги, когда 122 человека не смогли спастись.

Парламентская оппозиция, возмущенная вереницей катастроф, потребовала отставки министра и всех его замов. «Если бы хоть один министр понес ответственность и ушел в отставку, то в правительстве, может, перестали бы хлопать в ладоши своему главе и начали работать. Я не говорю, что во всем виноват Левитин, но он не справляется», — сказал «Труду» депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков. В «Единой России» лишь указали на системные проблемы в транспорте, требующие комплексного решения.

И в тот же день Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта у ЗАО «Авиационная компания «ЯК Сервис», самолет которого потерпел крушение под Ярославлем.