Главная Культура 09:07 23 Сентября 2011 5056
Лев Дуров: «Актер — мужская профессия. От женщин — интриги, зависть, коварство»
На свой скорый юбилей знаменитый актер и режиссер Лев Дуров устроит «Бурю»
Анжелика Заозерская

— Лев Константинович, часто ли вам приходилось идти на компромиссы, соглашаться против желания?

— Когда тошнит, то отказываюсь. Иногда — увиливаю, говоря, что сейчас очень занят. Резко разговаривать смысла нет. К тому же у меня такая профессия — раз откажешься, два откажешься, а потом скажут: «Дуров все время нос воротит, не будем ему ничего предлагать». Хотя некоторые телеканалы поступают так бестактно, так все перевирают, говоря обо мне, что пропадает желание с ними работать. А вообще я мужчина очень контактный, полностью открытый. Хотя и росточка небольшого — метр шестьдесят, но никогда не прячусь в кусты. На презентации одного фильма, в котором я снимался, один молодой, красивый и высокий партнер сказал: «У Дурова — одни крупные планы, а у меня и других актеров самый крупный план — ширинка, лицо же никому не нужно». Но замечу, что в театре я чаще вступаю в конфликты, чем в кино.

 — Можете даже употребить ненормативную лексику?

— А как же?! При советской власти была такая поговорка: мат и диамат — грозное оружие в руках пролетариата. Ненавижу, когда со сцены или с экрана матерятся, и никогда бы себе этого не позволил. Но в жизни, как правило, от бессилия, могу сорваться. Хотя актеры на меня не обижаются и считают мою матерщину рабочим моментом. В свое время провел много времени на голубятне и там получил весьма серьезное по части мата образование. На голубятне собиралась как вся интеллигенция района, так и разная шпана, вплоть до воров. Иногда в театре хочется устроить голубятню и хорошенько кое-кого разогнать.

— Кого же надо гнать в первую очередь?

— В Древней Греции женщин не пускали в труппу, а все роли играли мужчины. Это продолжалось и потом, при Шекспире. А все для того, чтобы интриг в театре не было, зависти, коварства. Мужикам чем и зачем интриговать? В Театре на Малой Бронной всегда была традиция, согласно которой молодые актеры сразу получали большие роли. Да и я уступал место молодым, понимая, что от смены поколений никуда не деться. Хотя стариков еще играл, когда учился в Школе-студии МХАТ, и как говорят, играл очень хорошо, и мне не надо было резко менять амплуа. Я никогда не претендовал на роль Гамлета, потому что понимал — ну не принц я датский. Даже если бы в свое время Анатолий Эфрос (режиссер, руководитель Театра на Малой Бронной, впоследствии Театра на Таганке. — «Труд») сказал мне: «Лева, ты будешь играть Гамлета», я бы отказался. Было много экспериментов, когда маленького роста актеры играли Гамлета, но ничего путного из этого не вышло. Все равно у каждого нормального человека такое представление, что Гамлет — это Смоктуновский или Лоуренс Оливье, и никуда от этого не деться. В «Гамлете» мне играть разве только Могильщика, но при этом так играть, чтобы сам Иннокентий Михайлович Смоктуновский сказал: «Ну, Могильщика, конечно, пусть играет Дуров, а мне скромно Гамлета оставьте».

— Кстати, в современной версии Юрия Кары «Гамлет XXI века» Могильщика играет Армен Джигарханян. Как вы относитесь к вольному прочтению классики?

— Не понимаю этих перевертышей. Сейчас в постановках преобладает форма, а содержание уходит. При этом режиссеры не знают элементарной азбуки. Станиславский создал театральную систему Менделеева, а над ней теперешние умники смеются. Видел, как «Гамлета» играл в Германии Театр Голубых, есть там такой. Офелия у них — маленькая сисястая девка, бегала по сцене, тряся грудью и жопой. Если и были овации, то я не за такие овации. Или видел, как играли «Отелло» в шинелях. Да вы сыграйте по Шекспиру, то есть покажите, как ревность побеждает все на свете. Ревность, как и любовь, делает из людей сумасшедших, безумцев, преступников. Мы влюбляемся и крушим все на своем пути — семьи, дома, страны.

— Любовь — разрушительна?

— Любовь и созидает, но больше все же разрушает. Вот мы с вами сидим, и вдруг, допустим, я влюбился в вас, а вы в меня. Но: у вас — муж и двое детей, а у меня жена и тоже двое детей. А если поведемся на зов любви, то сколько людей сделаем несчастными: детей, родителей, жен?

— Лично вам удалось уберечься от всепоглощающей любви?

— В том-то и весь ужас, что от любви никуда не убежишь. Ромео сначала страдал из-за чувства к женщине-вамп — Розалинде, бродил по оливковым рощам, стараясь ее забыть, а когда однажды увидел на балу простую девочку Джульетту, то Розалинда моментально испарилась, как призрак. Вот так оно и бывает — повернул голову, и опа — попался. Любовь случилась, а вместе с ней начались беды.

— Фильм «Успех» с Леонидом Филатовым и вами в том числе — о нелегкой судьбе актеров. Следует ли отсюда вывод: актерская профессия — трагическая печать на человеке?

— Могу сказать точно: актер — мужская профессия. Если бы она была женская, то не умерли бы на сцене Москвин, Добронравов, Хмелев, Андрюша Миронов. Эти доски, которые называются сценой, требуют колоссальных затрат, включая здоровье. А тот, кто жалеет себя, бережет, для меня — не артист. И ни для кого не артист. Сейчас многие начинают хныкать: «Вот, я — любимый артист, столько сделал для народа, а теперь в таком плохом материальном положении». Но, уважаемый, разве в то время, когда ты играл, народ бездельничал? То, что мы на торчке, на виду, еще ничего не значит. Еще неизвестно, кто на Земле больше трудится и делает полезного: актер или шахтер? У летчиков-испытателей есть страшный пункт, который заносится в контракт: гибель. У актеров тоже есть такой роковой пункт — зрительское забвение, хотя в контракте он не значится. Но каждый актер должен знать: как только он исчезает с экрана или сцены, то его больше нет. То есть физически он, слава богу, есть, становится рядовым пенсионером, таким, как все мы. Но нечего при этом трезвонить всем о своих бывших заслугах: для публики ты умер. Особенно в наше жесткое время. Я не могу интересоваться каждым актером — у меня своя жизнь, свои роли. А вот пишут: «Актриса умерла одна, всеми забытая, голодная». Чтобы не чувствовать себя одиноким на пенсии, для этого нужны родные, близкие, внуки и хорошие с ними отношения. Еще не выношу, когда актеры начинают жаловаться — вот, я прославился в какой-то роли, ну, пил, ну, деньги не считал, и что же мне не помогают, кредиты не дают, квартиру не расширяют?

— Есть какая-нибудь закономерность, кому следует в первую очередь остерегаться забвения? Или все — в руках судьбы?

— Забвение всех подстерегает. Спросите на улице: «Кто такие Москвин, Эфрос, Тарасова?», и ответом на 99 процентов будет молчание. Комиков помнят дольше. Есть такой анекдот: «Трагик и комик сидят в кабаке и пьют. Трагик говорит: «Не берут — забыли..." А комик отвечает: «Не берут, б…ди, помнят!» Натворил этот комик, наверное, немало чего, за что его помнят.

— Чувствуете реальную преемственность с легендарными цирковыми дрессировщиками Дуровыми, в родстве с которыми состоите?

— Надоело об этом говорить — в Англии мне дали звание трагического клоуна. Это лучшее мое звание. Не знаю, генетически мне это передалось или как. Я легко играл и трагические роли, и комические: Когда играл в спектакле по Брехту, то женщина на весь зал закричала: «Ой, я описалась от хохота!» Это была хорошая реакция, красивая даже. Сыграл очень много и русской, и зарубежной классики. Но мой любимый автор — Достоевский, потому что он — вздернутый, нереалистичный, по сути своей — театральный. В его литературном письме много неправильного, даже неграмотного, но ни одного слова не выбросишь. Другой вопрос — кто сегодня идет нам на смену? Трудно сейчас обстоит дело с подготовкой актеров. Вот это платное обучение в театральных вузах — погибель, бич. Когда я был главным режиссером, то посмотрел очень много начинающих актеров — и из 200 взял в труппу только троих. Все остальные были с платных курсов и ничего не умели. Я говорил бедным ребятам: «Передай большой привет своему педагогу за то, что он взял у тебя бабки, нажился на тебе и тебя же обрек на верную гибель».

— Какие у вас отношения с Олегом Павловичем Табаковым, с которым вас связывают общие педагоги и одна Школа-студия МХАТ? Не завидуете его успешности, молодой жене?

— Да вы с ума сошли — какая может быть зависть? Однажды с Олегом у меня было недоразумение, но я даже ничего не стал выяснять по этому поводу. Хотя, наверное, должен был спросить: «Лелик, а вот объясни, что это было?» Но подумал, что Лелик, как кот Матроскин, как-то бы выкрутился и что-то придумал: Табаков — человек хитрый и, бесспорно, умный. А актер он просто замечательный! Что нам говорить про Табакова? Он принадлежит к той же высокой касте, что и Никита Михалков, и особо этого не скрывает, часто об этом сам говорит. Но мне такая жизнь, как у них, не нужна. Заявлять во всеуслышание: «Я — самый богатый актер» — нехорошо, бестактно и, простите, неинтеллигентно. А уж тем более говорить об этом студентам: «Вот когда достигнете моего уровня, тогда...» Что тогда? Ну что тогда? Господь уберег меня от зависти. Еще я умудрился ни у кого ничего не просить. Ни у людей, ни у государства не просил. Это дает мне право считать себя абсолютно свободным человеком. Да и терять мне нечего, кроме своих мозолистых рук. Впрочем, их я тоже не боюсь лишиться.

— Ощущение свободы сделало вас смелым, дерзким, бесстрашным?

— Это точно. Иногда такое ляпал, что некоторым было дурно. Во времена Брежнева сказал по телевизору, что у меня есть два государства: одно — мое личное, а второе — где я живу. И добавил: первое мне ближе и дороже. А второе — чуждое мне, и во втором, которое зовется державой, ничего от меня, Левы Дурова, не зависит. В этой державе все давно договорено, решено, продано. И зачем мне в его дела соваться?

— Тем не менее почти все любимые народом артисты пытались помочь своему народу — у знаменитости больше возможностей.

— И я пытался. Давным-давно был депутатом местного совета — выбрали помогать людям. А я никогда не был членом никаких партий. И когда я депутатствовал, со мной случилась смешная история. На прием приходит женщина и говорит: «Нас выселяют из дома, и мне дают однокомнатную квартиру, хотя мои дети — разнополые. Помогите!» Я даже не понял — что такое разнополые? Потом догадался, что это когда разные письки. Женщина стала плакать: «Милиция сказала, что выгонит нас на улицу в пятидневный срок». Я посмотрел в книжечку с правилами и прочитал: «Женщине по метражу не полагается двухкомнатная квартира». Но решил дать бедняжке напоследок совет: «Когда милиция придет вас выселять, то вы с разнополыми детьми орите в окно: «Люди, помогите, нас выселяют». Через несколько дней вызывает меня председатель райисполкома Шолохов и говорит: «Дуров, что вы делаете?» Я спросил: «Что я натворил на этот раз?» И слышу: «Женщина орала в окно: «Вы знаете артиста Дурова? Вот он, артист Дуров, сказал, что вы мне поможете, разгоните милицию и дадите мне двухкомнатную квартиру!» В результате женщине таки дали двухкомнатную квартиру. И я тут же отдал свой мандат. На этом моя депутатская миссия завершилась. Все-таки я рад, что однажды помог женщине с разнополыми детьми. Да и сам узнал, что значит слово «разнополые». Какие все-таки придурки были в нашем правительстве, что придумывали такие определения.

— Лев Константинович, у вас такая сильная энергетика, такой заряд бодрости!

— Какой заряд? Это агония! Просто живу себе и играю по системе Станиславского. По Станиславскому анализирую психологические ситуации между людьми. Вот разберу нашу ситуацию: у вас желание — как можно больше вытянуть интересного из актера Дурова. А у меня задача — ответить на ваше желание и в то же время не быть фамильярным, грубым, пошлым, не оскорбить ваших журналистских помыслов. Поэтому актеры должны быть очень хорошими психологами.

— А среди молодых актеров есть хорошие последователи системы Станиславского?

— Володя Машков — замечательный актер и режиссер хороший. Кстати, я снимался в его фильме «Сирота Казанская». Пытался предупредить Машкова: «У вас, Володя, могут быть неприятности из-за того, что взяли меня на роль — ведь я Дуров». Володя ответил: «Плевать мне на это. Я выбрал вас, и это мое решение». Уж не знаю, какой системой пользуется он в своей игре, но актер он от Бога. Евгений Миронов — тоже сильный актер, правда, в некоторое время стал повторяться. Но его работа в фильме Хотиненко «Достоевский» очень убедительна.

— Сейчас все больше замечательных актеров увлекаются политикой, идут на выборы. Верите, что ими движет не тщеславие и не корысть?

— Когда меня заставляли вступать в партию, то я говорил: «Нет, потому что не согласен в вами, с коммунистами». На вопрос «Почему не согласен?» со свойственной мне дуростью говорил: «Да потому, что вы все врете и перевираете». Некий Бугаев в райкоме партии все время меня пытался сделать идейным и воспитывал, направлял на путь истинный. Однажды я ему задал прямой вопрос: «Вот я, безграмотный пацан, сижу на голубятне и слышу — звучит странная, но потрясающая музыка. Потом я узнал, кто это написал. А вы тогда этого композитора гнобили, с грязью смешивали. А через десятки лет объявили, что этот композитор — гений. Я же знал, что он гений, будучи еще на голубятне, безграмотным пацаном. И как я могу вам верить? Разве можно вам верить и за вами идти? Этот композитор — Шостакович». Но больше всего не давало мне покоя вот какое обстоятельство: у меня никогда не спрашивали, когда я поднимал руку «против», — почему я это делаю? Никого не интересовало настоящее мнение людей. Ну и не хочу быть в стаде или в толпе. У меня свое мнение, свое отношение ко многим вещам, как человек имею на это свое право.

— Тем не менее вы не отказались от звания народного артиста СССР.

— Да потому, что к 1990 году партийные артисты все вымерли, и остались одни баламуты. Играл я много. А им надо было каждый год раздавать звания. А вот предыдущий приказ, о присвоении мне звания заслуженного артиста, пролежал три года под сукном, опять же из-за моего дурного языка.

— Смелый вы.

— Да не смелый, а безрассудный — сначала делаю, а потом соображаю, и бывает, что жалею о сделанном. Как-то в Ялте, во время сильного шторма, спас одного человека. В джинсах плюхнулся в воду и поплыл за утопающим, а когда начал его тащить за собой, услышал рядом мотор. В результате нас обоих спасли спортсмены на лодке. На следующий день подошла ко мне женщина и сказала: «Вы спасли моего мужа, вот вам в подарок его книжка». Когда я прочитал несколько страниц книги, то с ужасом подумал: «Что я наделал, зачем спас этого писателя, будь он неладен? А так, столько бы людей спас от кошмара — читать его графоманские произведения».

Резюме «Труда»

Лев Дуров, актер

Родился 23 декабря 1931 года в Москве.

Учился в Школе-студии МХАТ, окончил в 1954-м.

Служил в Центральном детском театре, «Ленкоме». С 1967 года Лев Дуров играет на сцене Театра на Малой Бронной. В его фильмографии больше полусотни ролей, среди которых роли в сериалах «Семнадцать мгновений весны» (1973) и «Бандитский Петербург» (2001), фильмах «Аленький цветочек» (1977), «Мастер и Маргарита» (1994).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?