«Бумеранг» еще вернется

В детском центре под Туапсе завершился главный российский праздник детского визуального творчества

Всероссийский форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» в «Орленке» подвел итоги. По словам президента форума Владимира Грамматикова, опасное уединение у экранов компьютеров ставит потом перед подростком в жизни вопросы, ответы, на которые он, может, и не отыщет. Такое, как на «Бумеранге», реальное общение с коллегами — как юными, так и опытными — помогает найти свою дорогу в жизни и определиться с целями.

Что такое детское кино? Этот вопрос был адресован детям. Замешкавшись, они все-таки сформулировали: «Детский фильм — это когда играют дети». Но разве сюжет, история, форма изложения не имеют значения? Хор из двух десятков 10–15 летних тинейджеров дружно ответил: «Нет». То есть, если в картине играют дети, то неважно, о чем говорят взрослые, что они делают — это уже детский фильм? Дети еще раз подумали и уверенно заявили: «Если в фильме есть дети и от них что-то зависит, значит, — это детский фильм». Разговор этот состоялся в «Орленке», на «Бумеранге» — форуме детского и юношеского экранного творчества, собирающего со всех регионов России детей, увлеченных кино-теле профессиями, фотографией и журналистикой. Программа «Бумеранга» составлена из заранее отобранных, лучших (по результатам года) игровых, документальных, анимационных фильмов и социальной рекламы. Но и в течение форума, на берегу Черного моря тоже рождается кино. Оператор Сергей Чернышев с бумеранговцами встречается не первый год, учит работать со светом, звуком и даже словом. Призывает любить все, что попадает в объектив, к любой мелочи, детали относиться бережно. Он придирчиво вглядывается в каждый кадр, поворот камеры. Оператор-постановщик Евгений Корженков призывает быть чуткими к изображению, следить за стройностью композиции и неформально, творчески относиться к личности главного героя. Оператор, фотограф Александр Антипенко, работавший с Андреем Тарковским, объясняет подросткам, что такое проникновение в содержание и как наводить на фокус. Результат их трудов — 6 короткометражных фильмов. Не остались в стороне и аниматоры. За пять дней ребята сняли 11 фильмов, используя разные техники — перекладку, компьютерную графику, пластилин. Если в прошлом году участвовали пять студий, в этом — пятнадцать! Дети говорят: «Делать мультик очень интересно. Потому что не зависишь от актера, придумываешь все сам. Но эта профессия требует терпения, трудолюбия и внимания. Не всякий выдержит по три часа поворачивать пластилиновую фигурку. Но нам очень нравится, и мы — терпим».

«Бумеранг» становится кузницей анимационных кадров. Режиссеры Александр Горленко и Надежда Михайлова с надеждой смотрят на своих учеников и ждут их во ВГИКе.

Но, конечно, самый большой интерес у ребят — к телевизионным профессиям. Это же предел мечтаний — увидеть себя в телевизоре! Вот он, старт — мастер-классы телеведущих Ларисы Кривцовой и Алексея Лысенкова. Затем — в погоню за горячими новостями и сюжетами по территории «Орленка», а это 244 га. Киношникам было не намного легче, им надо было эти сюжеты придумать и снять, чтобы показать на закрытии форума. Еще учились по вечерам, пересматривая фильмы классиков. Самый большой резонанс вызвал фильм Скотта Кэлверта «Дневник баскетболиста», снятый им в 1995 году по автобиографическому роману Джима Кэрролла. Бывший наркоман Кэрролл заработал славу как один из лучших поэтов своего поколения и классик нью-йоркского панка.

В большинстве своем дети картину поняли правильно: наркотики — это не просто плохо, это — смерть. «Нет, нет, никогда!», — говорили они после просмотра. Вот несколько реплик:

Коля из Бердянска (13 лет): «Посмотрел „Дневник баскетболиста“, „Путевку в жизнь“, „Ноль по воспитанию“ и „Белое солнце пустыни“. Мне больше всего понравился фильм „Белое солнце“. Почему? Есть экшн, смотреть интересно, не скучно, даже смешно.

Алеша (14 лет) из Москвы: „Путевка в жизнь“ — это здорово, первый звуковой фильм, артисты известные совсем молодые, Баталов и Рина Зеленая. Интересно узнать, как тогда жили беспризорники, но уж слишком много учат, воспитывают, а нам это в школе надоело».

Посмотрим, что снимают сами дети. Какие истории им интересны, что волнует, о чем пытаются рассказать в своих фильмах? О первой и не всегда взаимной любви — «Привет. Как ты?» (Москва, студия «Ракурс»), «Время любить» (Удмуртия, г. Глазов. Студия «Лик»), о дедовщине в детском интернате и способности противостоять несправедливости — «Гарик, Марик и Кромарик» (Останкинский детский дом, Нижегородская область видеогруппа «Радиус»), о вреде курения — «Зачем ты куришь?» (г. Тихвин, студия «Лантан»), «Гвоздь» (г. Пенза, студия «Шаг вперед»), «В дыму любви» (Москва, телестудия «Десерт», студия «Юный эколог»), об одиночестве, страхах и выходе из кризисных ситуаций — «Просто отпусти» (Симферополь, автор Набат Гасанова).

Мультипликаторы, используя свои безграничные возможности по реализации любой фантазии, замахнулись на повесть Бредбери «Вино из одуванчиков» (Днепропетровск, студия «Веснянка»), используя богатейшую палитру красок и сложную форму повествования, придумали пластилиновую ленту «Тульские пряники» (г. Бердск, студия «Дом»), разобрались с женской и мужской психологией — «И умная, и красивая» (Москва, студия «Наследник»).

«Бумеранг» — для ребят прекрасный шанс заявить о себе, обогатиться свежими идеями и набраться профессионального опыта. Сто пятьдесят студий (!) получили дипломы лауреатов форума, двадцать — дипломы призеров, им же были вручены «технические подарки» от Sony, которые помогут ребятам в дальнейшей работе.