— Недавно видела передачу «На ночь глядя» с вашим участием. Каково было участвовать в публичных саморазоблачениях?
—
— Значит, вам удалось научиться жить «не по лжи», как это завещал Александр Солженицын, с которым у вас при жизни была серьезная полемика. Неужели таки нет белых пятен в биографии Войновича?
— Белых пятен — нет, хотя некоторые вещи о себе говорить я не обязан.
— Как вы воспринимаете то, что у руля управления страной практически находятся два первых лица — президент и
— Да, наша власть видится мне двухголовой, а ситуация в стране — странной. Я буду вам говорить то, что думаю, а вы печатайте, что хотите. И президент, и
— Сатирический роман или памфлет не хотите написать на тему двухголовой власти в России? Эту тему не опустил бы
— Вся наша действительность достойна сатиры, а не только нонсенс, что в стране два президента. Может,
— Можно ли сказать, что если сама жизнь как сатира, то жанр сатиры не востребован? Если, конечно, не принимать во внимание то, что Михаил Задорнов обличает недостатки по одному
— Возможно, есть молодой и талантливый
— В какой момент истории рождаются гениальные сатирики?
— Для этого должны сойтись звезды, много звезд. И Гоголь, и Щедрин появились на общем фоне расцвета русской литературы, когда она была очень востребованной. А для того, чтобы к писателям прислушивались как к мыслителям, общество должно жаждать их. Пишущих людей, особенно в России, очень много, а настоящих писателей — единицы. Вообще этот процесс рождения гениального сатирика — загадочный и во многом мистический.
— Рассказывают, что у Гоголя и
— А может, я кусаюсь?! Обычно
— Ваша последняя книга «Автопортрет моей жизни» — лирическая. То есть вы из сатирика превратились в мемуариста?
— Полным сатириком никогда себя не считал. Как давно написал обо мне один советский критик, «Войнович придерживается чуждой нам поэтики изображения жизни такой, какая она есть». Я всегда пытался показывать жизнь в истинном свете, а в результате выходила или сатира, или лирика.
— Видеть предметы, явления в истинном свете — это же надо таким трезвым умом обладать, не говоря уже о трезвом образе жизни.
— Сама жизнь есть сатира, и если ее описать правильно, без преувеличения или приукрашивания, то сатира и получится. Вот говорят: ваше творчество — сплошной гротеск! Да это жизнь наша — гротеск, надо только пристально
— Это гротеск, что сегодня происходит с нашей милицией, армией?
— Нет, это не гротеск, а трагедия. Причем трагедия, которая не прекращается. Точное слово этому состоянию с законностью и правопорядком в стране — беспредел. Наша жизнь становится все более нервной, и люди сходят с ума, не выдерживая давления этой жизни.
— Как относитесь к предложению Дмитрия Медведева переименовать милицию в полицию?
— Не вижу ни в каком переименовании ни хорошего, ни плохого. Важно, что будет потом, наступят ли реальные перемены после переименования. Говорят, что всю милицию надо сменить, и я с этим согласен, правда, не знаю — где взять других? Есть предложение — набрать из военных. Может быть. Хотя
— Режиссер и государственник Никита Михалков утверждает, что русский человек не может работать ради денег, что одним повышением зарплаты ситуацию в частности не изменить. Мол, у нас особая психология. Это так?
— Есть люди добрые и злые, жадные и щедрые, добросовестные и халтурщики. Они были всегда и есть сейчас, в том числе и в России. Особенно в Москве люди были и раньше испорчены деньгами, и сейчас еще больше испорчены. А писатели в СССР были самые злобные, потому что умом понимали — занимают чужое место. Зато в провинции много очень добрых людей, готовых приютить, накормить даже незнакомого человека. Я думаю, что в русской провинции точно ради одних денег работать не будут, а вот что касается Москвы, то в этом далеко не уверен.
— Как писатель вы боролись за демократические идеалы. Все еще верите в торжество демократии?
— Демократия — это не цель, а способ существования общества. Россия рано или поздно придет к демократии, потому что это наиболее удобный способ организации общества, именно удобный. Общество, где нет демократии, можно сравнить с бегом в мешке. Какой бы хороший бегун ни был, но если его ноги засунуть в мешок, рекорд невозможен.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Пишу пьесу.
Владимир Войнович родился в 1932 году в Сталинабаде (Душанбе).
Сменил множество профессий — от пастуха до авиамеханика. Дважды безуспешно поступал в Литинститут.
Самые известные произведения — трилогия об Иване Чонкине (1969–1975, 1979, 2007), «Москва 2042» (1987).
В