Владимир Машков: «Я выбрал профессию на генетическом уровне»

Владимир Машков дал интервью «Труду-7»

— Можно вас поздравить с мировой премьерой фильма «Край» на фестивале в Торонто? Как много значит для вас эта работа? Понятно, что для большого и серьезного актера каждая роль — важная. Но в вашем творчестве есть судьбоносные герои, как Абрам Шварц, Давид Гоцман. Игнат принадлежит к этой плеяде?

— Спасибо. Премьеры «Края» все мы очень ждали. Хотя съемки закончились в мае прошлого года, я до сих пор еще пребываю в том незабываемом творческом процессе. С тех пор нигде не снимался — набирал силы для новой работы. Впрочем, не один я: вся съемочная группа выложилась до конца. У нас все было по-настоящему. Актриса из Германии Аньорка Штрехель, сыгравшая в фильме немку Эльзу, прожившую в землянке в полном одиночестве четыре года, не жалела себя: таскала тяжелые камни, терпела все трудности сурового быта (основную часть фильма снимали зимой) и при этом ни разу не пожаловалась. Молодец, боевая актриса!

Аньорка была так рада, что снимается в большом и серьезном фильме (видимо, у них в Германии сейчас совсем негусто с производством своего кино), что заражала нас своим мужественным отношением к работе. Все-таки немцы — трудолюбивый народ, тогда как наша главная беда — рабская лень. Выдавливать из себя раба, как писал Антон Павлович, по-прежнему актуально, но истребить в себе лень — еще сложнее.

— Вы приехали на съемки к Алексею Учителю прямиком из Голливуда, где проводите несколько месяцев в году. Что можете сказать о кастинге на «фабрике грез»?

— В Америке очень сильная киноиндустрия, а актеров очень много. В Голливуде идет подбор актеров на роли на микроскопическом уровне. Например, режиссеру требуется типаж блондинки с какой-то изюминкой, скажем, с чуть поднятой бровью, и ему тут же дают пачку с 1500 фотографиями актрис с такой бровью. Тогда как в России пока еще мало актеров для столь взыскательного отбора. Мне кажется, что лично я никогда не смогу раствориться в Америке так, чтобы полностью. Я же русский человек! И с трудом могу себе представить американского актера, даже блистательного мастера, которому удастся гениально сыграть что-то из Чехова. Однажды в Голливуде я услышал фразу: «Когда русский молчит, мы не понимаем, о чем он думает».

— На роль Игната в фильме «Край» пробовались многие актеры, но Алексей Учитель выбрал вас и, как он мне рассказывал в интервью и как это видно на экране, не ошибся. Это правда, что как только вы прочитали сценарий Александра Гоноровского, тотчас согласились?

— Я давно хотел поработать с Алексеем Учителем, но раньше что-то не складывалось. Всему свое время. Сценарий, который я прочитал, меня сразу заинтересовал — это правда. Но правда и то, что в процессе работы сценарий переписывался и переделывался 106 раз.

— Режиссер фильма «Домовой» Карен Оганесян рассказывал мне, что вы были не только исполнителем одной из главных ролей, но и полноправным участником всего процесса — вплоть до придумывания диалогов. Это ваш метод работы, который по-русски называется «мастер на все руки»?

— Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь только своей профессией, но делаю это серьезно. В режиссуре считаю себя любителем как в хорошем, так и в прямом смысле этого слова. Мне хотелось делать только то, что близко лично мне по эмоциям, ощущениям, или высказаться, когда других возможностей это сделать, увы, нет. Поэтому я снял фильмы «Сирота Казанская», который посвятил всем мамам, и «Папу» — мое посвящение всем отцам, а своему папе особенно. Что же касается фильма «Край», я был занят исключительно своей ролью. Сам водил паровоз, причем двух разных моделей: один из них такой старый гоночный паровоз 1905 года выпуска. Сам прыгал в холодную воду, а раз едва вынырнул на поверхность обратно.

Но я действительно считаю себя не только исполнителем главной роли в фильме «Край», но и участником всего процесса. У нас была команда! Гениальный оператор Юрий Клименко, который видит уже следующий кадр, замечательный художник-постановщик Вера Зелинская, а какие талантливые художники по костюмам — Галина Деева, Марк Ли! Для меня очень важно, во что одет мой герой, и я обращаю на это большое внимание, но к художникам по костюмам у меня не было ни одной претензии.

— Чем вас заинтересовал Игнат? Этот герой близок вам по-человечески?

— Он воевал, дошел до Берлина. Я хочу понять людей, прошедших через пекло войны. Игнат — настоящий во всем. Вектором в работе над этой ролью для меня был Евгений Урбанский, в котором было столько страсти, мощи, силы, как ни в одном актере мира. Урбанскому удалось совершить прорыв в иной уровень правды, который до этого не видели на советском экране. Да и в истории Голливуда немного найдется актеров, равных по таланту, искренности и душевной мощи русскому актеру Евгению Урбанскому!

— У Игната психология победителя, и это понятно: он только что выиграл самую беспощадную войну. Ваша дочь Мария Машкова на днях сказала мне в интервью, что в актерской профессии нет даже понятия «победитель», ибо все субъективно. Что-то похожее я читала, правда, давно и в ваших интервью.

— На пространстве Россия — Украина — Беларусь и другие республики бывшего Союза, где была война, — у всех нас есть ген победителя. И этот ген не зависит от профессии.

— Ваша партнерша в фильме «Ликвидация», замечательная актриса Светлана Крючкова как-то призналась мне, что в спектакле «Матросская тишина» она не узнала вас в роли пожилого мужчины Абрама Шварца. Причем знала, что Владимир Машков исполняет главную роль, шла на Машкова и не узнала. Для вас это комплимент, что «не узнали»?

— Прямо-таки и не узнала?! Роль Абрама Шварца была для меня очень сложной. Ее собирался играть мой учитель Олег Павлович Табаков, а потом неожиданно передал мне. Я, тогда молодой артист, не знал, как подступиться к этому непростому характеру, к драматургии Александра Галича. Для меня было важно понять этого человека, кто он такой, представить себя на его месте, иначе я не могу играть. Для роли Абрама Шварца я еще читал не только другие произведения Галича, не только его поэзию, но и роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

— Олег Павлович мне сказал как-то важную фразу: «Когда я беру молодого человека или девушку на свой курс или в актерскую школу, то несу за него полную ответственность». А еще добавил фатальные слова: «Актер — это не работа, не профессия, а нечто большее. Это когда ты не можешь без этого жить, когда готов посвятить сцене всего себя». В вас Олег Павлович сразу разглядел эту преданность профессию, самозабвение и самоотдачу?

— До Олега Павловича я ведь много где учился. Помню, каким страстным взором я смотрел на педагога Авангарда Леонтьева! А потом я как-то спросил у Авангарда Николаевича, почему он никогда меня не спрашивал, не делал замечаний, а я ведь так внимательно слушал его лекции! На что уважаемый учитель ответил мне: «Володя, а я думал, что ты так смотришь на меня, как будто после лекции хочешь ударить меня по голове доской или чем-то еще!» Мне сложно ответить, насколько я предан своей профессии и правильно ли ее выбрал, потому что мои родители — актеры. Все произошло на генетическом уровне.

— Спектакль «13», который вы поставили на сцене МХТ больше 10 лет назад и в котором одну из главных ролей играет Авангард Леонтьев, все эти годы собирает аншлаги. Не хотите вернуться в театр, где у вас столько верных поклонников и где вас всегда ждут?

— Некая доля условности театра как вида искусства отдалила меня от сцены, надеюсь, на время. В кино, как мне видится, больше возможностей добиться правды. Пусть даже одной минуты правды, но безусловной.

— Но у вас есть успешный опыт кинорежиссуры…

— Режиссер все равно должен сидеть на месте, чтобы смотреть в монитор или, точнее, возвращаться к монитору. А я не могу вот так на месте, трудно мне это — на одном месте и все контролировать. В ролях меня увлекают не только интересный характер, хороший материал, но и динамика. Незабываемое ощущение, когда я управлял гоночным паровозом в фильме «Край»! В фильме «Папа», где я был режиссером и играл, очень трудно удавалось совместить две профессии.

— Ваш учитель Олег Табаков на вопрос «Ваш любимый роман?» без раздумий отвечает: «Мастер и Маргарита». Почему вы отказываетесь от участия в экранизациях романов Булгакова? Сергей Снежкин предлагал же вам роль Мышлаевского из «Белой гвардии».

— Съемки «Белой гвардии» не совпадали с моим временем, и только. Но я тоже очень люблю Михаила Булгакова. Владимир Бортко звал меня на одну из ролей в экранизации «Мастера и Маргариты», но тогда тоже не получалось по срокам.

— Согласитесь, что людям интересно узнать о жизни своего любимого артиста. У вас есть какая-то связь с фанатами?

— Связь у меня есть. После каждой новой роли, как это было с фильмом «Кандагар» и другими, я даю интервью, правда, немного, но даю, где подробно рассказываю о своей работе. Раньше я довольно часто рассказывал о своей личной жизни, потом перестал. Возможно, через какое-то время у меня вновь появится желание поделиться с людьми посредством прессы своими радостями част-ного характера, а может, никогда не появится. Я не делаю того, чего не хочу. Не люблю давать интервью не по делу, а сейчас все естественно — премь-ера нового фильма «Край». Я же пообещал.

— Вы производите впечатление колючего мужчины, хотя второй раз мы с вами беседуем, и я вижу другого Машкова — доброго, внимательного и очень деликатного.

— Зачем с девушкой быть колючим?!

— Говорят, что Владимир Машков умеет гипнотизировать людей, подчиняя их волю своей, это так?

— Было бы здорово — вот так, с помощью одного гипноза добиваться каких-то целей, но — увы! Я не гипнотизер, а актер.

Наше досье

Владимир Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле.

В 1990-м окончил Школу-студию МХАТ.

Дебютировал в кино в 1989-м, снялся более чем в 30 картинах, среди них «Олигарх» (2002), «Ликвидация» (2007), «Канда-гар» (2010). Режиссер фильмов «Сирота казанская», «Папа». После успеха фильма Павла Чухрая «Вор» (1997) был приглашен работать в Голливуд.

Дочь от первого брака с актрисой Еленой Шевченко — Мария Машкова. Женат в четвертый раз на актрисе Оксане Шелест. Народный артист РФ (2010).