Главная Культура 00:59 23 Сентября 2010 6947
Владимир Машков: «Я выбрал профессию на генетическом уровне»
Владимир Машков дал интервью «Труду-7»
Анжелика Заозерская

— Можно вас поздравить с мировой премьерой фильма «Край» на фестивале в Торонто? Как много значит для вас эта работа? Понятно, что для большого и серьезного актера каждая роль — важная. Но в вашем творчестве есть судьбоносные герои, как Абрам Шварц, Давид Гоцман. Игнат принадлежит к этой плеяде?

— Спасибо. Премьеры «Края» все мы очень ждали. Хотя съемки закончились в мае прошлого года, я до сих пор еще пребываю в том незабываемом творческом процессе. С тех пор нигде не снимался — набирал силы для новой работы. Впрочем, не один я: вся съемочная группа выложилась до конца. У нас все было по-настоящему. Актриса из Германии Аньорка Штрехель, сыгравшая в фильме немку Эльзу, прожившую в землянке в полном одиночестве четыре года, не жалела себя: таскала тяжелые камни, терпела все трудности сурового быта (основную часть фильма снимали зимой) и при этом ни разу не пожаловалась. Молодец, боевая актриса!

Аньорка была так рада, что снимается в большом и серьезном фильме (видимо, у них в Германии сейчас совсем негусто с производством своего кино), что заражала нас своим мужественным отношением к работе. Все-таки немцы — трудолюбивый народ, тогда как наша главная беда — рабская лень. Выдавливать из себя раба, как писал Антон Павлович, по-прежнему актуально, но истребить в себе лень — еще сложнее.

— Вы приехали на съемки к Алексею Учителю прямиком из Голливуда, где проводите несколько месяцев в году. Что можете сказать о кастинге на «фабрике грез»?

— В Америке очень сильная киноиндустрия, а актеров очень много. В Голливуде идет подбор актеров на роли на микроскопическом уровне. Например, режиссеру требуется типаж блондинки с какой-то изюминкой, скажем, с чуть поднятой бровью, и ему тут же дают пачку с 1500 фотографиями актрис с такой бровью. Тогда как в России пока еще мало актеров для столь взыскательного отбора. Мне кажется, что лично я никогда не смогу раствориться в Америке так, чтобы полностью. Я же русский человек! И с трудом могу себе представить американского актера, даже блистательного мастера, которому удастся гениально сыграть что-то из Чехова. Однажды в Голливуде я услышал фразу: «Когда русский молчит, мы не понимаем, о чем он думает».

— На роль Игната в фильме «Край» пробовались многие актеры, но Алексей Учитель выбрал вас и, как он мне рассказывал в интервью и как это видно на экране, не ошибся. Это правда, что как только вы прочитали сценарий Александра Гоноровского, тотчас согласились?

— Я давно хотел поработать с Алексеем Учителем, но раньше что-то не складывалось. Всему свое время. Сценарий, который я прочитал, меня сразу заинтересовал — это правда. Но правда и то, что в процессе работы сценарий переписывался и переделывался 106 раз.

— Режиссер фильма «Домовой» Карен Оганесян рассказывал мне, что вы были не только исполнителем одной из главных ролей, но и полноправным участником всего процесса — вплоть до придумывания диалогов. Это ваш метод работы, который по-русски называется «мастер на все руки»?

— Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь только своей профессией, но делаю это серьезно. В режиссуре считаю себя любителем как в хорошем, так и в прямом смысле этого слова. Мне хотелось делать только то, что близко лично мне по эмоциям, ощущениям, или высказаться, когда других возможностей это сделать, увы, нет. Поэтому я снял фильмы «Сирота Казанская», который посвятил всем мамам, и «Папу» — мое посвящение всем отцам, а своему папе особенно. Что же касается фильма «Край», я был занят исключительно своей ролью. Сам водил паровоз, причем двух разных моделей: один из них такой старый гоночный паровоз 1905 года выпуска. Сам прыгал в холодную воду, а раз едва вынырнул на поверхность обратно.

Но я действительно считаю себя не только исполнителем главной роли в фильме «Край», но и участником всего процесса. У нас была команда! Гениальный оператор Юрий Клименко, который видит уже следующий кадр, замечательный художник-постановщик Вера Зелинская, а какие талантливые художники по костюмам — Галина Деева, Марк Ли! Для меня очень важно, во что одет мой герой, и я обращаю на это большое внимание, но к художникам по костюмам у меня не было ни одной претензии.

— Чем вас заинтересовал Игнат? Этот герой близок вам по-человечески?

— Он воевал, дошел до Берлина. Я хочу понять людей, прошедших через пекло войны. Игнат — настоящий во всем. Вектором в работе над этой ролью для меня был Евгений Урбанский, в котором было столько страсти, мощи, силы, как ни в одном актере мира. Урбанскому удалось совершить прорыв в иной уровень правды, который до этого не видели на советском экране. Да и в истории Голливуда немного найдется актеров, равных по таланту, искренности и душевной мощи русскому актеру Евгению Урбанскому!

— У Игната психология победителя, и это понятно: он только что выиграл самую беспощадную войну. Ваша дочь Мария Машкова на днях сказала мне в интервью, что в актерской профессии нет даже понятия «победитель», ибо все субъективно. Что-то похожее я читала, правда, давно и в ваших интервью.

— На пространстве Россия — Украина — Беларусь и другие республики бывшего Союза, где была война, — у всех нас есть ген победителя. И этот ген не зависит от профессии.

— Ваша партнерша в фильме «Ликвидация», замечательная актриса Светлана Крючкова как-то призналась мне, что в спектакле «Матросская тишина» она не узнала вас в роли пожилого мужчины Абрама Шварца. Причем знала, что Владимир Машков исполняет главную роль, шла на Машкова и не узнала. Для вас это комплимент, что «не узнали»?

— Прямо-таки и не узнала?! Роль Абрама Шварца была для меня очень сложной. Ее собирался играть мой учитель Олег Павлович Табаков, а потом неожиданно передал мне. Я, тогда молодой артист, не знал, как подступиться к этому непростому характеру, к драматургии Александра Галича. Для меня было важно понять этого человека, кто он такой, представить себя на его месте, иначе я не могу играть. Для роли Абрама Шварца я еще читал не только другие произведения Галича, не только его поэзию, но и роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба».

— Олег Павлович мне сказал как-то важную фразу: «Когда я беру молодого человека или девушку на свой курс или в актерскую школу, то несу за него полную ответственность». А еще добавил фатальные слова: «Актер — это не работа, не профессия, а нечто большее. Это когда ты не можешь без этого жить, когда готов посвятить сцене всего себя». В вас Олег Павлович сразу разглядел эту преданность профессию, самозабвение и самоотдачу?

— До Олега Павловича я ведь много где учился. Помню, каким страстным взором я смотрел на педагога Авангарда Леонтьева! А потом я как-то спросил у Авангарда Николаевича, почему он никогда меня не спрашивал, не делал замечаний, а я ведь так внимательно слушал его лекции! На что уважаемый учитель ответил мне: «Володя, а я думал, что ты так смотришь на меня, как будто после лекции хочешь ударить меня по голове доской или чем-то еще!» Мне сложно ответить, насколько я предан своей профессии и правильно ли ее выбрал, потому что мои родители — актеры. Все произошло на генетическом уровне.

— Спектакль «13», который вы поставили на сцене МХТ больше 10 лет назад и в котором одну из главных ролей играет Авангард Леонтьев, все эти годы собирает аншлаги. Не хотите вернуться в театр, где у вас столько верных поклонников и где вас всегда ждут?

— Некая доля условности театра как вида искусства отдалила меня от сцены, надеюсь, на время. В кино, как мне видится, больше возможностей добиться правды. Пусть даже одной минуты правды, но безусловной.

— Но у вас есть успешный опыт кинорежиссуры…

— Режиссер все равно должен сидеть на месте, чтобы смотреть в монитор или, точнее, возвращаться к монитору. А я не могу вот так на месте, трудно мне это — на одном месте и все контролировать. В ролях меня увлекают не только интересный характер, хороший материал, но и динамика. Незабываемое ощущение, когда я управлял гоночным паровозом в фильме «Край»! В фильме «Папа», где я был режиссером и играл, очень трудно удавалось совместить две профессии.

— Ваш учитель Олег Табаков на вопрос «Ваш любимый роман?» без раздумий отвечает: «Мастер и Маргарита». Почему вы отказываетесь от участия в экранизациях романов Булгакова? Сергей Снежкин предлагал же вам роль Мышлаевского из «Белой гвардии».

— Съемки «Белой гвардии» не совпадали с моим временем, и только. Но я тоже очень люблю Михаила Булгакова. Владимир Бортко звал меня на одну из ролей в экранизации «Мастера и Маргариты», но тогда тоже не получалось по срокам.

— Согласитесь, что людям интересно узнать о жизни своего любимого артиста. У вас есть какая-то связь с фанатами?

— Связь у меня есть. После каждой новой роли, как это было с фильмом «Кандагар» и другими, я даю интервью, правда, немного, но даю, где подробно рассказываю о своей работе. Раньше я довольно часто рассказывал о своей личной жизни, потом перестал. Возможно, через какое-то время у меня вновь появится желание поделиться с людьми посредством прессы своими радостями част-ного характера, а может, никогда не появится. Я не делаю того, чего не хочу. Не люблю давать интервью не по делу, а сейчас все естественно — премь-ера нового фильма «Край». Я же пообещал.

— Вы производите впечатление колючего мужчины, хотя второй раз мы с вами беседуем, и я вижу другого Машкова — доброго, внимательного и очень деликатного.

— Зачем с девушкой быть колючим?!

— Говорят, что Владимир Машков умеет гипнотизировать людей, подчиняя их волю своей, это так?

— Было бы здорово — вот так, с помощью одного гипноза добиваться каких-то целей, но — увы! Я не гипнотизер, а актер.

Наше досье

Владимир Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле.

В 1990-м окончил Школу-студию МХАТ.

Дебютировал в кино в 1989-м, снялся более чем в 30 картинах, среди них «Олигарх» (2002), «Ликвидация» (2007), «Канда-гар» (2010). Режиссер фильмов «Сирота казанская», «Папа». После успеха фильма Павла Чухрая «Вор» (1997) был приглашен работать в Голливуд.

Дочь от первого брака с актрисой Еленой Шевченко — Мария Машкова. Женат в четвертый раз на актрисе Оксане Шелест. Народный артист РФ (2010).

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7175
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?