— Можно вас поздравить с мировой премьерой фильма «Край» на фестивале в Торонто? Как много значит для вас эта работа? Понятно, что для большого и серьезного актера каждая роль — важная. Но в вашем творчестве есть судьбоносные герои, как Абрам Шварц, Давид Гоцман. Игнат принадлежит к этой плеяде?
— Спасибо. Премьеры «Края» все мы очень ждали. Хотя съемки закончились в мае прошлого года, я до сих пор еще пребываю в том незабываемом творческом процессе. С тех пор нигде не снимался — набирал силы для новой работы. Впрочем, не один я: вся съемочная группа выложилась до конца. У нас все было
Аньорка была так рада, что снимается в большом и серьезном фильме (видимо, у них в Германии сейчас совсем негусто с производством своего кино), что заражала нас своим мужественным отношением к работе.
— Вы приехали на съемки к Алексею Учителю прямиком из Голливуда, где проводите несколько месяцев в году. Что можете сказать о кастинге на «фабрике грез»?
— В Америке очень сильная киноиндустрия, а актеров очень много. В Голливуде идет подбор актеров на роли на микроскопическом уровне. Например, режиссеру требуется типаж блондинки с
— На роль Игната в фильме «Край» пробовались многие актеры, но Алексей Учитель выбрал вас и, как он мне рассказывал в интервью и как это видно на экране, не ошибся. Это правда, что как только вы прочитали сценарий Александра Гоноровского, тотчас согласились?
— Я давно хотел поработать с Алексеем Учителем, но раньше
— Режиссер фильма «Домовой» Карен Оганесян рассказывал мне, что вы были не только исполнителем одной из главных ролей, но и полноправным участником всего процесса — вплоть до придумывания диалогов. Это ваш метод работы, который
— Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь только своей профессией, но делаю это серьезно. В режиссуре считаю себя любителем как в хорошем, так и в прямом смысле этого слова. Мне хотелось делать только то, что близко лично мне по эмоциям, ощущениям, или высказаться, когда других возможностей это сделать, увы, нет. Поэтому я снял фильмы «Сирота Казанская», который посвятил всем мамам, и «Папу» — мое посвящение всем отцам, а своему папе особенно. Что же касается фильма «Край», я был занят исключительно своей ролью. Сам водил паровоз, причем двух разных моделей: один из них такой старый гоночный паровоз 1905 года выпуска. Сам прыгал в холодную воду, а раз едва вынырнул на поверхность обратно.
Но я действительно считаю себя не только исполнителем главной роли в фильме «Край», но и участником всего процесса. У нас была команда! Гениальный оператор Юрий Клименко, который видит уже следующий кадр, замечательный
— Чем вас заинтересовал Игнат? Этот герой близок вам
— Он воевал, дошел до Берлина. Я хочу понять людей, прошедших через пекло войны. Игнат — настоящий во всем. Вектором в работе над этой ролью для меня был Евгений Урбанский, в котором было столько страсти, мощи, силы, как ни в одном актере мира. Урбанскому удалось совершить прорыв в иной уровень правды, который до этого не видели на советском экране. Да и в истории Голливуда немного найдется актеров, равных по таланту, искренности и душевной мощи русскому актеру Евгению Урбанскому!
— У Игната психология победителя, и это понятно: он только что выиграл самую беспощадную войну. Ваша дочь Мария Машкова на днях сказала мне в интервью, что в актерской профессии нет даже понятия «победитель», ибо все субъективно.
— На пространстве Россия — Украина — Беларусь и другие республики бывшего Союза, где была война, — у всех нас есть ген победителя. И этот ген не зависит от профессии.
— Ваша партнерша в фильме «Ликвидация», замечательная актриса Светлана Крючкова
—
— Олег Павлович мне сказал
— До Олега Павловича я ведь много где учился. Помню, каким страстным взором я смотрел на педагога Авангарда Леонтьева! А потом я
— Спектакль «13», который вы поставили на сцене МХТ больше 10 лет назад и в котором одну из главных ролей играет Авангард Леонтьев, все эти годы собирает аншлаги. Не хотите вернуться в театр, где у вас столько верных поклонников и где вас всегда ждут?
— Некая доля условности театра как вида искусства отдалила меня от сцены, надеюсь, на время. В кино, как мне видится, больше возможностей добиться правды. Пусть даже одной минуты правды, но безусловной.
— Но у вас есть успешный опыт кинорежиссуры…
— Режиссер все равно должен сидеть на месте, чтобы смотреть в монитор или, точнее, возвращаться к монитору. А я не могу вот так на месте, трудно мне это — на одном месте и все контролировать. В ролях меня увлекают не только интересный характер, хороший материал, но и динамика. Незабываемое ощущение, когда я управлял гоночным паровозом в фильме «Край»! В фильме «Папа», где я был режиссером и играл, очень трудно удавалось совместить две профессии.
— Ваш учитель Олег Табаков на вопрос «Ваш любимый роман?» без раздумий отвечает: «Мастер и Маргарита». Почему вы отказываетесь от участия в экранизациях романов Булгакова? Сергей Снежкин предлагал же вам роль Мышлаевского из «Белой гвардии».
— Съемки «Белой гвардии» не совпадали с моим временем, и только. Но я тоже очень люблю Михаила Булгакова. Владимир Бортко звал меня на одну из ролей в экранизации «Мастера и Маргариты», но тогда тоже не получалось по срокам.
— Согласитесь, что людям интересно узнать о жизни своего любимого артиста. У вас есть
— Связь у меня есть. После каждой новой роли, как это было с фильмом «Кандагар» и другими, я даю интервью, правда, немного, но даю, где подробно рассказываю о своей работе. Раньше я довольно часто рассказывал о своей личной жизни, потом перестал. Возможно, через
— Вы производите впечатление колючего мужчины, хотя второй раз мы с вами беседуем, и я вижу другого Машкова — доброго, внимательного и очень деликатного.
— Зачем с девушкой быть колючим?!
— Говорят, что Владимир Машков умеет гипнотизировать людей, подчиняя их волю своей, это так?
— Было бы здорово — вот так, с помощью одного гипноза добиваться
Наше досье
Владимир Машков родился 27 ноября 1963 года в Туле.
В
Дебютировал в кино в
Дочь от первого брака с