По данным рекрутинговой компании "Империя кадров", за прошлый год ежемесячные доходы в PR-отрасли выросли на 40%, в рекламной отрасли - на 33%. В этом году, по данным кадрового "Агентства Контакт", зарплаты выросли еще на 20%. Сейчас минимальная заработная плата менеджера по PR в Москве составляет 20 тысяч рублей, максимальная - 80 тысяч, минимальная заработная плата менеджера по рекламе - 15 тысяч рублей, максимальная - 80 тысяч.
Однако у одного из крупнейших рекламных агентств в России BBDO есть альтернативное мнение относительно роста зарплат. В рамках Ассоциации коммуникационных агентств России было инициировано проведение исследования компенсаций на рекламном рынке. "Результат нас приятно удивил, так как в корне развеял миф о фантастическом росте зарплат: рост зарплат на рекламном рынке за 2007 год составил всего 15,8%! - рассказывает Евгения Попова, HR-директор BBDO Russia Group. - Также весьма сильно (вдвое как минимум) завышены данные о зарплатах на стартовых позициях в рекламной индустрии. Складывается впечатление, что исследования, на которые ссылаются СМИ в этом вопросе, проводились кадровыми агентствами по собственной инициативе и на основании собственных данных. И, понятно, в выгодной для себя интерпретации".
Впрочем, скорее всего, разница в оценках происходит оттого, что рекламщики оценивали рост зарплат в компаниях в целом, а рекрутеры - рост зарплат тех сотрудников, которые в последнее время меняли работу и соответственно получали прибавку.
ПЕРЕМАНИТЬ ТЕХ, КТО ПОЛУЧШЕ
На рекламном рынке, как ни на каком другом, важно быть в числе лидеров отрасли: самые большие бюджеты получают компании первого десятка. Поэтому работодатели готовы платить очень неплохие деньги хорошим специалистам, которых на рынке не хватает. При этом университеты ежегодно выпускают до 20 тысяч специалистов в этой области, однако, по словам Марии Кукалец, руководителя подбора персонала направления "Маркетинг, реклама и PR" кадровой компании "АНКОР", рассчитывать они могут только на позицию ассистента.
Уровень образования не соответствует запросам работодателей. Основная борьба разворачивается за специалистов с опытом работы, чьи услуги стоят дороже. Вот уже год в России продолжается бум спроса на маркетологов. Особенно недостает рынку бренд-менеджеров и специалистов по маркетинговым исследованиям.
Но большинство опытных работников уже давно нашли "теплое" место. Компании активно переманивают специалистов друг у друга. Например, Дмитрию, который работает в PR-отделе большой консалтинговой компании, в год поступает до шести предложений от других работодателей. Как правило, чтобы заставить специалистов сменить офис, работодатели предлагают значительное увеличение зарплаты.
"Рост зарплат обусловлен тем, что на рынке происходит довольно острая борьба за таланты - на специалистов в области рекламы, PR и маркетинга наблюдается большой спрос. Это позволяет сильным специалистам избирательно подходить к предложениям. Для того чтобы привлечь сильного профессионального специалиста с опытом успешных проектов, компания вынуждена предлагать зарплату чуть выше рыночной", - поясняет Наталья Кукалец.
"Переход из одной компании в другую дает прирост в 20%", - подтверждает президент группы компаний LBL, занимающейся продвижением брендов Danone, Inde-sit, Mitsubishi motors Татьяна Лифантьева.
РОСТ ОСТАНОВИТСЯ
Однако вечно расти зарплаты не будут. Во-первых, сами работодатели в ближайшее время должны понять, что количество квалифицированных профессионалов на рынке невелико и выгоднее обучать молодых перспективных специалистов. Во-вторых, мировой финансовый кризис скоро отразится и на транснациональных компаниях, производящих товары массового потребления: Unilever, L'Oreal, Danone, Procter&Gamble (а это основные заказчики рекламы). Рекламные бюджеты сократятся, а значит, и содержать дорогих специалистов станет нерентабельно. "Точную дату остановки роста я не могу назвать, а если бы мог, получил бы огромный гонорар от самых разных компаний. Кажется, никто назвать ее не может. Но в ближайшее время это произойдет", - рассказывает Павел Безручко, генеральный директор агентства кадрового консалтинга "Экопси консалтинг".
Зарплаты
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ РЕКЛАМЩИКИ*
60 000 рублей
Менеджер по продаже рекламы на радиостанции
50 000 рублей
Менеджер по PR в логистической компании
50 000 рублей
Менеджер по рекламе в крупной ресторанной сети
37 500 рублей
Менеджер по рекламе в компании по производству обуви
30 000 рублей
Менеджер по PR в крупной компании по изданию и распространению компьютерных игр
*Средний ежемесячный чистый доход.
Источник: данные компаний