Театралы к нововведению отнеслись без восторга. Ведь "страховочная петля" наброшена не только на зрителей: театрам тоже придется основательно раскошелиться. Поэтому в Питере взимают эти 3% только в тех кассах, которые принадлежат Дирекции театрально-зрелищных касс города (ДТЗК). Если же приобретать его непосредственно в театре, который собираешься посетить, о страховке и речи нет.
В Мариинском театре, например, где система безопасности зрителей налажена давно и хорошо (там на входах установлены металлоискатели, в фойе и залах дежурят охранники), категорически отказали ДТЗК во введении страховки на свои билеты. "Пока нет соответствующих законодательных актов на этот счет, никаких разговоров о взимании со зрителей страховой суммы быть не может", - заявили "Труду" в пресс-службе администрации Мариинки.
Схожая позиция и в Большом драматическом театре имени Товстоногова. "Мы договор о страховании с ДТЗК не подписывали, - сказал директор АБДТ Борис Контребинский. - Нас не удовлетворяют условия страховки. И вообще в этом деле еще очень много непродуманного. Мы говорили об этом руководству театрально-зрелищных касс и комитета по культуре городской администрации. К нашим доводам не прислушались и ввели страховку, не предупредив нас об этом. Вот сегодня у нас открывается сезон, и я с немалым волнением жду - придет зритель или, напуганный новыми поборами, предпочтет театру телевизор?"
Те билеты, что продаются в кассе самого АБДТ, идут без страховой нагрузки. Но большую их часть театр передает для реализации в ДТЗК. И те уже "накручивают". И при этом уверяют, что "страхование - дело добровольное". Но когда наш корреспондент попыталась попасть в тот же АБДТ без страховки, то в кассе на Невском проспекте ей просто отказались продавать билет.
"Инициатива введения страхования принадлежит нашей дирекции и страховой компании, - заявил "Труду" руководитель Дирекции театрально-зрелищных касс Петербурга Сергей Назаров. - Почти год готовили электронную версию программы. Театры дали "добро" на ее внедрение в жизнь. Это согласовано с Союзом театральных деятелей, в том числе московским - там тоже скоро введут страхование".
Однако помощница председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина категорично заявила: "К этому новшеству мы не имеем никакого отношения". А заместитель председателя Петербургского отделения СТД Лариса Новикова вспомнила: "Сразу после "Норд-Оста" (имеется в виду теракт на Дубровке в Москве) мы собрали директоров театров и предложили подумать над тем, как усилить меры безопасности. Тогда же, как один из вариантов, прозвучало предложение страховать зрителей. Но это спорный шаг, и никаких решений тогда принято не было".
Питерский пример вдохновил страховщиков Екатеринбурга: они осаждают Свердловский государственный академический театр драмы с "самыми выгодными предложениями". Дирекция от них пока отбивается, поскольку это потребует дополнительных средств прежде всего от самого театра, но не исключает, что к началу следующего театрального сезона программа страхования зрителей может быть утверждена в "добровольно-принудительном порядке".
В театральных кассах Москвы сейчас с недоумением воспринимают вопрос о страховании зрителей. "Чего только не придумают, чтобы лишние деньги выколотить из людей", - сказали нам в Ленкоме. Тем не менее московские страховщики с вожделением наблюдают, как приживается на берегах Невы и на Урале "ОСАГО для театралов". В столице ставки и, соответственно, доходы круче: билеты здесь в разы дороже и гораздо больше зрелищных учреждений - с театралов только начали, а по идее программа страхования должна "накрыть" все мероприятия, где происходит массовое скопление людей.
Именно так до сих пор стоит вопрос в парламенте. Госдума неоднократно рассматривала, но так и не приняла законопроект, обязывающий организаторов массовых мероприятий, собирающих на одном объекте более 200 человек "в коммерческих целях", страховать своих клиентов от возможных терактов.
Некоторая логика в страховании есть. И не только из-за угрозы терактов. Например, среди питерских театралов до сих пор памятен случай, когда бутафорский клинок улетел со сцены в зрительный зал и вонзился в кресло. Где-то кого-то укусили в зоопарке. Цирковые представления явно попадают в группу риска. Но решение вопроса вязнет в деталях: например, кто должен платить за страховку в супермаркете - владелец магазина или каждый отдельный посетитель? Если торговые учреждения подхватят почин театрально-зрелищных касс, то придется каждый день приобретать страховку, чтобы просто купить свежий хлеб.