ПАПА И ПАТРИАРХ

Лидер радикального движения британских мусульман "Аль-Мухаджирун" Анджем Чудари заявил о том, что папа Римский Бенедикт XVI должен быть приговорен к смертной казни за оскорбление ислама. Его поддержал весь мусульманский мир, включая Саудовскую Аравию, Йемен, Арабские Эмираты, Пакистан, Афганистан, Иран и многие другие страны. Напомним, что недовольство мусульман вызвала цитата из письма византийского императора Мануила II Палеолога о пророке Мухаммеде, которую папа привел в своей богословской лекции. Бенедикт XVI, если верить западной прессе, "совсем не испугался и не собирается извиняться", но в то же время счел необходимым пригласить послов мусульманских государств, а также мусульманских религиозных лидеров на встречу в свою летнюю резиденцию в Ватикане.

А ведь у нас тоже недавно была похожая ситуация, о которой довольно много говорили, но теперь никто не вспоминает. Наши мусульмане обиделись на одну книжку, в которой речь шла об исламе. И точно так же, я убежден, что не было бы никаких обид, если бы автором оказался просто ученый, а не секретарь Межрелигиозного совета по совместительству.
Высокий пост автора зачастую придает его словам особое звучание. Это очевидный эффект, который нельзя отменить и нельзя не учитывать.
Насколько адекватна реакция на эти слова - отдельный вопрос. Но предвидеть ее, конечно, необходимо.
Другое дело, что можно сознательно идти на обострение и как раз такую реакцию вызывать по принципиальным соображениям. Но, похоже, тут совсем другие случаи.
У нас возникшее недоразумение очень быстро разрешилось именно как недоразумение. С лекцией Папы Бенедикта XVI, как видим, история развивается совсем иначе.
И мне кажется, разница не только в изначальном масштабе этих ситуаций и их персонажей.
Можно ли представить, что нечто подобное случилось бы после каких-то слов нашего Патриарха? Думаю, нет. И дело не в том, что кто-то более, а кто-то менее принципиален в вопросах веры. Когда речь заходит о вероучительных принципах, равно как и об интересах Церкви, твердость и бескомпромиссность Алексия II давно и широко известна.
Однако за ним еще и огромный уникальный опыт мирного сосуществования в нашей стране разных традиционных религий. И, что немаловажно, богатейший личный опыт Предстоятеля великой Церкви. Такой опыт - надежный помощник в самых сложных и тонких проблемах межрелигиозных отношений.
Мне вспомнился один мой разговор с близким к Патриарху Алексию человеком. Говорили о перспективах отношений Русской Православной церкви с Ватиканом и о возможности встречи Патриарха с Папой Римским.
- У меня лично, - сказал мой собеседник, - была на этот счет мысль такого стороннего наблюдателя. Что если в начале своего правления нынешний Папа обратился бы к нашему Патриарху с вопросом, каково мнение Патриарха по тем проблемам, по тем вызовам времени, которые волнуют и православных, и католиков? Это могло бы быть вполне естественно, потому что Патриарх уже много лет глава многомиллионной Церкви, а Бенедикт XVI возглавил свою паству совсем недавно. Но, насколько я знаю, этого так и не произошло, хотя все еще возможно.
Теперь, пожалуй, в этом видится еще больший смысл.