ШЛИ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ, НО ВСТРЕТИЛИСЬ...

Практика, когда убыточное предприятие передавалось под управление более грамотного руководства или присоединялось к экономически благополучному субъекту хозяйствования, существовала всегда: хороший хозяин, опираясь на собственные ресурсы, вытянет из болота и отстающего. Однако, случается, наши чиновники поступают с точностью до наоборот...

Шесть лет назад два государственных предприятия - Калининградская портовая нефтебаза и Калининградский морской рыбный порт - были единым целым производственным организмом. Махина эта звезд с неба не хватала, перебиваясь, что называется, с хлеба на квас. Износ основных фондов исчислялся 70 процентами, долги по налогам поражали воображение, о своевременной зарплате рабочие и думать не могли: до мелких ли забот, если на носу полное банкротство.
В октябре 1998 года с целью более эффективного использования государственного имущества из состава порта в качестве самостоятельной хозяйственной единицы была выделена портовая нефтебаза. При этом каждая из структур получила в пользование производственные мощности, необходимые для полной хозяйственной независимости, и отправлялась в свободное плавание, имея в качестве стартовых абсолютно равные условия. Правда, пошли они разными путями.
Уже к 2002 году стоимость основных фондов нефтебазы увеличилась в 2,5 раза, объем капитальных вложений - в 3 раза, рентабельность составила 162 процента. Заметим, за счет собственных заработанных и толково использованных средств. Здесь увеличилось число работающих, а средняя зарплата персонала подскочила в 3 раза. С годами эти показатели только росли, превращая нефтебазу в современное высокорентабельное предприятие, товарооборот которого за последние шесть лет увеличился без малого в тридцать раз.
У порта дела обстоят куда как менее радостно. По итогам работы в 2003 году порт имеет убытки в размере 8 млн. 371 тыс. рублей. Кредиторская задолженность увеличилась на 57,3 процента, а дебиторская - на 25,4.
Одним словом, все годы, пока нефтебаза работала, доказывая свою хозяйственную состоятельность и демонстрируя профессиональный уровень команды своих управленцев, Калининградский морской рыбный порт медленно и верно опускался на дно. И все это на глазах у чиновников Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Рос-имущества), которые и сами изначально в качестве основных причин такого положения называли стратегические просчеты руководства порта.
Называть-то называли, да вот только устранять не спешили. А когда спохватились, то не придумали ничего лучшего, как... обратно присоединить твердо ставшую на ноги нефтебазу к убыточному порту и использовать небольшое предприятие в качестве спасательного круга для погружающейся в пучину долгов махины.
С весны 2004 года решением этого вопроса особо озаботилось тогдашнее Минимущества, издав ни с того, ни с сего распоряжение за подписью зам. министра Г.Токуленко, которое предписывало нефтебазе передать рыбному порту практически все активы, включая здания, емкости для нефтепродуктов, причалы и подъездные пути.
Естественно, решение это вызвало шок и активные протесты не только руководства предприятия, но и не посвященных в тонкости вопроса министерств и ведомств.
В Минимущества, похоже, подобной реакции и широкого общественного резонанса не ожидали, и уже 31 марта все тот же Токуленко подписывает новое распоряжение, теперь уже о приостановлении действия предыдущего. И снова - без всяких объяснений и аргументов.
Но история уже получила огласку. И тогда председатель Совета Федерации России Сергей Миронов обращается в Федеральную службу безопасности с просьбой дать компетентную оценку происходящему с точки зрения экономической безопасности страны. Ответ не заставил себя ждать: "Установлено, что сложившаяся вокруг предприятия ситуация, - сообщил и. о. директора ФСБ С.Смирнов, - действительно чревата нанесением ущерба экономической безопасности Российской Федерации".
Не получалось у чиновников Минимущества, впоследствии переименованного в Росимущество, и с поиском союзников в деле слияния нефтебазы и порта под эгидой последнего. Мнения практически всех официальных структур, включая администрацию президента и полномочного представителя президента в Северо-Западном ФО И.Клебанова, на редкость единодушны: очередная рокировка, кроме ликвидации высокорентабельного предприятия, может привести к непоправимым отрицательным последствиям для интересов государства.
Высказалась по этому вопросу и Счетная палата: "Особенно большие нарушения выявлены в Калининградском морском рыбном порту, где в течение последних трех лет основные средства стоимостью около 6,5 миллиона рублей находятся на консервации и не используются. В общем объеме грузооборота доля рыбопродукции ежегодно снижается... Анализ внереализационных расходов показывает неэффективное использование имеющихся средств Калининградским морским рыбным портом... Кроме того, в период рассмотрения Генеральной прокуратурой РФ нарушений, выявленных при проверке в ФГУП "Калининградский морской рыбный порт", и расследования уголовного дела в отношении руководства порта его реорганизация представляется нецелесообразной".
Пока компетентные органы и организации добросовестно писали отрицательные заключения о целесообразности слияния нефтебазы и порта, 2 июля сего года появляется распоряжение правительства РФ, это самое слияние под эгидой порта санкционировавшее. Распоряжение, законность которого сразу же стала предметом проверки со стороны Генпрокуратуры, поскольку решения и реорганизации госпредприятий стратегического значения являются прерогативой президента РФ.
Кстати, пока идет прокурорская проверка, зададимся вопросом: зачем отдавать успешное предприятие в руки руководителей, которые и своим-то добром толком распорядиться не могут? Зато замешаны в скандалах и уголовных делах, касающихся вопросов приватизации и управления другим калининградским предприятием - тарным комбинатом?
Ответ может скрываться в технико-экономических обоснованиях того загадочного процесса, о котором идет речь, подготовленных опять же Росимущества в минувшем ноябре: "При анализе положительных сторон соединения необходимо рассмотреть возможность появления отрицательных последствий, таких, например, как возможная угроза банкротства нового предприятия".
А что делают с убыточной и обанкротившейся государственной собственностью? Правильно, недорого отдают в частные руки. Что, собственно, и происходило уже не раз. Вот и вся эта суета со слиянием-переподчинением, доходами одних, убытками других невольно вызывает до боли знакомые ассоциации: разорить, приватизировать, а попутно еще и лакомый кусок отхватить... В пользу этой версии говорит и то, с какой настойчивостью в обход закона и здравого смысла протягивалось, продавливалось, проталкивалось нужное кому-то решение через верхние эшелоны исполнительной власти.
- Вакханалия какая-то, - возмущается генеральный директор нефтебазы Сергей Овчинников. - Дайте нам тот же Калининградский морской рыбный порт, и через год мы сделаем его таким же процветающим, как нефтебаза. Причем без всяких дополнительных капиталовложений. Увы, нас не слышат. В ходу, как видим, другие аргументы. Так ведь и цели у них другие...
Интересно, а понимают ли сами чиновники, заложниками в какой игре они могут стать?
ОТ РЕДАКЦИИ.
Пока материал готовился к печати, случилось то, что в споре двух госструктур просто не поддается объяснению: прямой вооруженный захват территории государственной нефтебазы силами... частного охранного предприятия!
- Они действовали, как заправские пираты. Подошли с моря на баржах, выскочили на берег, кувалдой сбили с ворот замки и запустили на территорию базы тех, кто стоял за воротами, - рассказывает Сергей Овчинников. - Всего в акции участвовало около 90 человек в форме сотрудников ЧОПа под руководством заместителей и. о. директора порта А. Крайнего. Предъявили приказ о моем отстранении от должности и стали хозяйничать на предприятии.
Заметим: приказ об отстранении Сергея Овчинникова подписан и. о. заместителя руководителя территориального управления агентства по управлению федеральным имуществом Т.Маркиной, хотя трудовой договор у директора был заключен с федеральным агентством по рыболовству. И деньги у "бедного" порта на недешевые услуги "морпехов" из ЧОПа откуда-то нашлись!
При этом происходит все это в момент, когда органы прокуратуры, приостановившие на время проверки действие известного распоряжения, свое заключение о его правомочности еще так и не сделали.
Вообще разборки между госструктурами с помощью частных боевиков, плюющих на мнение главного надзорного органа страны, пожалуй, тянут на ноу-хау.
Продолжаем следить за развитием ситуации.