ЧТОБ НЕ ПРОПАСТЬ ПООДИНОЧКЕ
- Потеря работы - это действительно очень сильный стресс, - говорит она.- По уровню психогенности она стоит на четвертом месте после войны, стихийных бедствий и смерти близких родственников. К счастью, сейчас депрессию от этого испытывает намного меньше людей, чем еще каких-то 6 - 8 лет назад. Потому что так сильно она воздействует только на тех, кто теряет работу впервые. Те же, кого она постигает второй, третий раз, реагируют менее болезненно, ведь однажды они уже сумели найти другую работу, а стало быть, знают, что положение это не безвыходное.
- Что должен знать человек, перед которым впервые захлопнулись двери родного предприятия?
- Главное, что с этой проблемой ни в коем случае нельзя оставаться один на один. К поискам новой работы нужно привлечь как можно больше знакомых. Даже если это не принесет прямого результата, могут возникнуть какие-то полезные идеи. Кроме того, в течение двух недель после увольнения надо встать на учет на бирже труда. Это поможет на первое время не остаться без копейки и не почувствовать себя всеми покинутым. Не нужно игнорировать публикации о вакансиях в печати и Интернете и стесняться рассылать свое резюме потенциальным работодателям. Если самостоятельный поиск не приводит к результатам, полезно обратиться в бюро и центры занятости.
НЕ МОЖЕШЬ - НАУЧАТ
- Но то, что там предлагают, обычно не очень устраивает людей. Во всяком случае приличных заработков не находится.
- Во-первых, это ошибочное мнение, а, во-вторых, наша главная задача не подать новую работу на блюдечке, а научить человека находить ее самостоятельно.
- Каким образом?
- Мы предоставляем необходимые для этого ресурсы - банк вакансий департамента, газеты, Интернет, информацию о кадровых агентствах. И телефон. Человек сам отыскивает заинтересовавшие его организации и звонит туда. А мы ненавязчиво, но внимательно наблюдаем, как он это делает - насколько правильно пользуется базой данных, как разговаривает по телефону с работодателями. Надо сказать, что многим эти вроде бы несложные задачи удаются из рук вон плохо.
- Какие ошибки делают чаще всего?
- Самая распространенная - неумение составить резюме. Даже хорошие специалисты не всегда могут в них внятно о себе рассказать. Я уже не говорю о форме, с которой солидная организация начинает оценивать потенциального работника. Мы учим составлять ее грамотно.
Однако нередко бывают случаи, когда у классного специалиста очень хорошее резюме, но как только он открывает рот, разговор с работодателем заканчивается отказом. Это происходит потому, что люди не умеют себя правильно "подать". Например, один бывший военный, очень, кстати сказать, толковый специалист, говорил по телефону абсолютно правильные вещи, но как?! Он будто хотел "построить" работодателей по стойке "смирно!". Так они его просто пугались. У других в мягких, на первый взгляд, выражениях сквозят такие начальственные нотки, что к ним тоже никто не проявляет интереса - кому охота навешивать на свою голову еще одного начальника?
... И ПЕРЕУЧАТ
- А мне всегда казалось, что безработные больше похожи на просителей.
- Есть и такая категория - профессионально невостребованных. Они скорее похожи на людей растерянных, не понимающих, что делать дальше. А главное - чего они хотят. Ведь некоторые профессии из-за внедрения новых технологий уже умерли. Например, еще несколько лет назад газетный текст набирали из металлических строк, а теперь - на компьютере. Только считанным наборщикам удалось освоить новую технологию, потому что она требует специального образования. Людям пришлось уходить из отрасли, переучиваться на другие профессии. Зато повезло компьютерщикам.
А в иных областях другая напасть - образовался перебор специалистов. Например, в Москве нелегко найти работу юристам и экономистам, которых не выпускает теперь редкий вуз.
- А каких вакансий больше всего?
- Рабочих. Переизбыток высшего образования в крупных городах привел к тому, что эти специальности потеряли былой престиж.
- Ирина Михайловна, на рынке вакансий предложений полно, а число безработных не уменьшается. В чем причина?
- У людей на хватает нужной работодателям квалификации.
- Но немало компаний, готовых учить и переучивать...
- Как правило, только молодежь. А ведь многие уже находятся в таком возрасте, что компаниям это не интересно.
- Кому труднее всех найти работу?
- Смотря на какую претендовать. Особенно сложно женщинам. На зарплату свыше 400 - 500 долларов им трудно рассчитывать уже в возрасте от 35 лет, на 300 долларов - от 43. Кроме того, женщины у нас зачастую имеют высшее образование, и работа кладовщиком, например, их не прельщает. Так что часто трудности возникают из-за психологических стереотипов. Нам приходится их корректировать.
ДИАГНОЗ - НЕ ПРИГОВОР
- Как быстро у вас люди находят работу?
- В нашем центре в течение 2 месяцев ее находит 86 процентов обратившихся.
- А остальные?
- Как правило, это психически больные люди Им приходится проходить медико-психологическую реабилитацию. После нее удается трудоустроиться двум процентам. Остальным нет.
- Куда берут психически нездоровых?
- На самом деле на рынке труда востребованы и они. А кое-где они даже более эффективны, чем здоровые. Эпилептоиды, например, так хорошо выполняют рутинную, монотонную работу - разного рода укладчиков, упаковщиков, - что равных им нет.
- Неплохо. А на какую зарплату обычно претендуют?
- На 9 - 12 тысяч рублей.
- По московским меркам не так уж и много...
- Как сказать... Если ты переобучился новой специальности, то, несмотря на заработанный раньше стаж, автоматически перетекаешь в ранг молодого специалиста. А кто в такой ситуации тебе предложит больше денег? Некоторые, правда, этого не понимают и предъявляют более высокие требования. Поэтому мы притязания делим на адекватные и неадекватные.
МОЛОДОСТЬ НЕ ПОРОК, А НЕДОСТАТОК СТАЖА
- У кого они высокие?
- У молодежи. Они иногда говорят коротко: "У меня есть мозги". Это, конечно, хорошо, отвечаем мы, но сколько эти мозги стоят? И показываем требования работодателей.
- Но работодатели нередко требуют, чтобы молодой специалист имел не менее двух лет стажа, да еще по специальности...
- Вот тут я должна дать совет всем без исключения будущим выпускникам. Конечно, совмещать учебу с работой нелегко, но если они хотят после вуза хорошо устроиться, начинать надо в студенческие годы. На первых курсах - где угодно, чтобы нарабатывать опыт общения на производстве. А на 3-4-м курсах - обязательно по специальности. Даже если им за это на первых порах не будут платить ничего. Все равно, как показывает практика, когда молодой человек проявляет такой интерес к будущей профессии, что готов трудиться за копейки, а то и вовсе на голом энтузиазме - из него выйдет толк. И с ними через год-другой работодатели уже сами не хотят расставаться.