Тот факт, что закон написан в пользу страховщиков и самым беспардонным образом "обувает" автовладельцев страны, всем было очевидно более года назад, когда проект поступил в Думу. Но депутаты весной дали ему путевку в жизнь. Спустя два месяца с начала действия закона с думцами случилось осеннее прозрение. Они вдруг услышали вопиющий глас народа и поняли, что "автогражданка" в том виде, в каком ее пропустила нижняя палата, для многих обладателей "железных коней" легла тяжелым камнем на семейный бюджет.
Новое видение ОСАГО депутаты от разных фракций поспешили изложить в 9 законопроектах. Причем на подходе к обсуждению поправок почти готов еще ряд альтернативных предложений. Комментируя настроение своих коллег по палате в отношении работающего уже закона, глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль заявил, что "они настроены как минимум на понижение страховых тарифов. В настоящее время этот вопрос обсуждается применительно к наиболее незащищенным категориям граждан". При этом он отметил, что более 10 процентов автовладельцев приобрели полисы обязательного страхования.
Любопытно, что три из предложенных к дебатам законопроектов предлагают вообще отменить обязательную страховку. Остальные - отложить ее действие на год и более. Главные претензии оппонентов закона сводятся к тому, что пенсионеры и ветераны лишены льгот, а сам закон не учитывает при оценке повреждений машины при ДТП такое понятие, как потеря товарного вида. Между тем она составляет сопоставимую с ремонтом величину расходов. В ответ страховщики заявляют, что попытка депутатов дать закону задний ход есть не что иное, как предвыборной популизм, лишенный всякой логики и практического смысла.
Автору строк при регистрации личного авто накануне также пришлось пройти процесс принудительного страхования и проверить на деле, как собирается выбранная компания возвращать деньги в случае, если Дума отменит закон? "А никак, - невозмутимо спокойно отреагировал на вопрос ответственный страховщик. - Число застрахованных на сегодняшний день превышает наши возможности произвести возврат денег. Если этот коллапс случится, то по своим последствиям он будет сравним разве что с дефолтом 98-го года".