ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА

Идея создания городского дома пионеров, а ныне Дворца детского (юношеского) творчества, принадлежала еще Надежде Константиновне Крупской. С тех пор прошла целая эпоха, нет больше той страны, в которой дети были заботой государства, и многие теперь считают даже единственное чадо большой роскошью, потому что обязательное образование обходится семье не в одну копеечку, а уж от дополнительного и вовсе останешься без последнего. Но, к счастью, не везде. Дворец на Воробьевых горах - один из последних оплотов поистине народного образования, где толщина папиного кошелька не имеет значения.

В нынешнем году это крупнейшее в нашей стране детское учреждение отмечает сразу два юбилея: - 65-летие со дня основания и 40-летие открытия комплекса на Воробьевых горах. Во всех основных его кружках и секциях дети до сих пор занимаются бесплатно, несмотря на то, что хозяйство это огромное, беспокойное и выживающее во многом за счет собственных сил. Как? Это вопрос отдельный. Главное все-таки, что он продолжает для тысяч ребят оставаться настоящим городом детства - вот об этом и рассказывает нашему корреспонденту первый заместитель директора Виктор СОБОЛЕВ.
- Наши 19 отделов работают более чем по 400 образовательным программам 130 направлений, а в коллективах в основном комплексе и в филиале на Донской улице занимается около 16 тысяч детей.
Помимо обычных занятий, много ездим по стране. Только за лето около пяти тысяч детей побывали в самых разных краях - в районе падения Тунгусского метеорита, на Кольском полуострове... Всего не перечислишь, потому что было больше 100 выездов. 80 процентов из них - исследовательские экспедиции. На втором месте - профильные лагеря. Часто ездят психологи, ансамбль Локтева. В каникулы у нас работают два лагеря - отдыха и трудовой.
- И как все это отражается на кошельке родителей?
- В основном поездки мы проводим за счет бюджета. Летом все затраты идут по линии оздоровительной кампании от города. Ну а в течение года есть отдельные выезды, особенно за границу, когда родители доплачивают деньги, но эти доплаты очень далеки от реальной стоимости путешествий.
- А дворец как-то помогает с поступлением в вузы тем ребятам, которые здесь серьезно занимаются наукой?
- У нас есть лицей для особо одаренных детей. Из этих в вузы поступает 97 процентов. Есть и такие, кто еще в школьном возрасте делает достаточно серьезные успехи на научном поприще, а то и настоящие открытия. Мы им выдаем свидетельства, которые, правда, юридической силы не имеют, но на таких абитуриентов при поступлении все-таки обращают особое внимание. Ну а если в вузе существует творческий конкурс, то, сами понимаете, нашим детям всегда есть что на него представить. Кроме того, многие секции сотрудничают с учеными, например из МГУ, МИРЭА и других вузов, они вместе ездят в экспедиции, и когда ребята приходят как абитуриенты к тем, с кем бок о бок трудились порой не один год, - им только рады. Хотя наша задача состоит даже не в этом. Многие у нас получают основы будущих профессий.
- Но не все дети находят такое занятие, которое потом может стать делом всей жизни. Некоторые годами кочуют из одного кружка в другой...
- А это, знаете ли, неплохо. Они ищут себя. Некоторые одновременно занимаются в нескольких кружках и таким образом приходят к своему выбору. Но те, кто приходит в кружок второй и третий год, уже не уходят до конца. Таких до 30 процентов. Но и это не самое главное. Мы хотим, чтобы их досуг проходил не в подъезде, а в хорошей компании, за интересным и полезным делом.
Сейчас идет много споров о том, что главнее - общая школа или дополнительное образование. Так вот мы ставим перед собой задачу не просто обучения, а формирования мотивации - либо к образованию, либо к познанию, либо к творчеству.
- Виктор Ермолаевич, мы привыкли к тому, что трудными называют детей, которые плохо себя ведут. Но ведь есть и другая категория трудных - это те, кого в школе называют "ботаниками".
- Таким в школе не комфортно, и у них развиваются разного рода комплексы. Им нужно работать, во-первых, индивидуально, а во-вторых, со взрослыми. Таких ребят у нас немало занимается в школе практической психологии. У нас их учат правильно оценивать жизненные ситуации и, главное, находить из них выходы. Нередко проводятся совместные диспуты детей и родителей, на которых они обсуждают волнующие вопросы каждый со своей точки зрения, пытаются решать проблемы отцов и детей. В таком общем разговоре порой бывает легче понять друг друга, а иногда и впервые по-настоящему друг друга услышать.
- Вам приходится общаться не только с детьми, но и с родителями. Как у вас с ними складываются отношения?
- Внешкольное обучение многие считают некоей "камерой хранения", куда можно "сдать" ребенка и не волноваться. Хотя и у нас встречаются родители, которые своего единственного считают вундеркиндом, причем сразу во всех областях. Плохо, если они его перегружают, заставляют заниматься тем, что ему не интересно, или изо всех сил стараются запихнуть в секцию, куда он не подходит по состоянию здоровья. Таких приходится уговаривать, предлагать взамен что-то другое. В особо "тяжелых" случаях с ними работают наши психологи. Кстати, у нас есть телефон доверия, по которому психологу может позвонить и родитель, и ребенок, и ему помогут разобраться в какой-то проблеме.
- У вас занимаются дети от 6 до 18 лет. Но ведь в 18 - это уже не школьники, а студенты или работающие люди. Вы все равно их принимаете?
- Специальных групп для таких взрослых мы не создаем, они у нас на правах вольнослушателей. Но то, что они продолжают к нам приходить, - просто отлично. Во-первых, это значит, что мы хорошо поработали, раз сумели разжечь у них такой серьезный интерес. Во-вторых, за ними тянутся малыши, и таким образом легче сохраняются традиции коллектива. А в-третьих, так им проще адаптироваться к новой взрослой жизни. Ведь на работе человек со школьной скамьи еще должен утвердиться - и профессионально, и как личность. Там на первых порах он бывает мальчиком на побегушках. А здесь он продолжает ощущать себя авторитетным в определенной области знаний, да просто любимым.
- От таких "ножниц" - здесь любим и уважаем, а там мальчик на побегушках - они не страдают еще больше?
- Ну про мальчика на побегушках я выразился неточно, так сказать, для усиления впечатления. На самом деле они часто идут в те профессии, основы которых получили здесь. И приходят туда уже с определенным багажом знаний и навыков. Другое дело - личностная адаптация. У нас был молодой человек, который продолжал заниматься в студии бальных танцев, когда уже работал в милиции. Представляете картину: в детское учреждение на занятия прибегает человек в форме! Правда, выезды в лагеря или экспедиции мы им уже не оплачиваем, но иногда оформляем их помощниками, какими они и на самом деле для нас являются, и они едут уже как сотрудники.
- Я знаю, что кое-кто из бывших воспитанников стали у вас преподавателями.
- Не просто кое-кто, а четверть наших педагогов - бывшие кружковцы. Между прочим, и руководитель локтевского ансамбля Алексей Сергеевич Ильин, и наш директор, и ваш покорный слуга - тоже. Да что там дворец, сколько бывших наших мне доводилось встречать в других городах не только России, но и СНГ. А видели бы вы, какая публика у нас собирается на юбилеях: как говорится, от знаменитостей в глазах рябит! А главное, здесь бывшие воспитанники - не взрослые тети и дяди и не старенькие бабушки и дедушки, а все такие же задорные девчонки и мальчишки, которыми они были, бегая много лет назад после уроков на занятия в кружки.
Вот такой город детства есть в нашей столице. У него богатейшая история, многих из первых его воспитанников уже нет в живых, а иные теперь приводят сюда своих правнуков. Потому что их глаза до сих пор молодеют, когда они попадают в ставшие родными стены.
НЕТ ТАКОГО РЕБЕНКА, ЧЬИМ ИНТЕРЕСАМ НЕ УГОДИЛ БЫ ДВОРЕЦ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ
Ансамбль песни и пляски им. В. С. Локтева с хоровыми коллективами, танцевальными группами и оркестрами.
Творческое объединение культмассовых программ, в которое входят вокально-инструментальный ансамбль "Диалог" и детская эстрадная студия "Улыбка".
Студия спортивного танца.
Отдел художественного творчества. В его составе студии: изобразительного, декоративно-прикладного и литературного творчества, художественных ремесел, фотографии, театр моды "Василиса" и вокальный коллектив "Соловушка", прославленный ТЮМ - Театр юных москвичей, кукольный и литературный театры.
Отдел игры со своими мастерскими и группой игрового развития.
Отдел экологической работы, где юные защитники природы, помимо углубленного изучения биологии и химии, занимаются цветоводством, аранжировкой растений, фитодизайном и флористикой, зоогеографией, энтомологией, орнитологией, биофизикой, точными методами естествознания, неорганическим синтезом и многим другим.
Отдел астрономии и космонавтики, где работает свой планетарий, а дети, кроме серьезных знаний, в том числе и в области информационных технологий, получают еще и летную, и парашютную подготовку.
Отдел международного сотрудничества, в котором можно изучить португальский, английский, немецкий, французский языки и основы журналистики.
Отдел историко-культурологических программ.
Отдел социального творчества, где работают школы практической психологии, "Диалог культур", экономических знаний.
Отдел технического творчества, в котором занимаются судо-, авиа-, авто-, ракетным и железнодорожным моделизмом, радиотехникой и информатикой.
Отдел оборонно-массовой работы - для юных моряков, радиоспортсменов, стрелков, программистов, кинологов.
Отдел физической культуры, в котором можно получить общую подготовку с элементами множества видов спорта, заняться лечебной физкультурой или поступить в детско-юношеские спортшколы по ручному мячу, плаванию и футболу.
Отдел туризма и краеведения.
Клуб "Юный десантник".
Автошкола.