Первую спасительную посадку совершил пилот Виктор Мостовой 21 августа 1963 года, приводнивший Ту-124 с 44 пассажирами на Неву прямо в центре Ленинграда
В редакцию позвонил мой старый знакомый, известный авиационный журналист и писатель Юрий Остапенко:
— Послушай, тебе не кажется, что наши СМИ слишком увлеклись сравнением недавней чудесной посадки А321 в кукурузном поле с приводнением на Гудзоне в 2009 году американского лайнера? А между тем первым такую спасительную посадку совершил советский пилот Виктор Мостовой еще 56 лет назад, 21 августа 1963 года, приводнивший Ту-124 с 44 пассажирами на Неву прямо в центре Ленинграда. Это случилось, когда будущему национальному герою Америки, мальчику Чесли Салленбергеру было 12 лет. Четыре года назад американцы сняли фильм про Салленбергера — «Чудо на Гудзоне». А нам с тобой, пожалуй, не дожить до того дня, когда мы увидим кино под названием «Чудо на Неве»...
Напомним читателям: в тот уже далекий августовский день у Ту-124, выполнявшего рейс Таллин — Москва, отказали оба двигателя. Еще при взлете с аэродрома Юлемисте в Таллине забарахлил механизм выпуска передней стойки шасси (потом на взлетной полосе нашли шаровой болт, которым крепится шасси). Экипаж пытался устранить неисправность: летчики силой выбивали заклинившее шасси, прорубив днище фюзеляжа, но ничто не помогало.
Возвратиться на аэродром вылета возможности не было — в Таллине в то утро стоял сильный туман. Решено было совершить аварийную посадку в Пулково. Экипаж сменил курс, но при подлете к городу на Неве отказал один из двигателей. Диспетчеры разрешили экстренный проход над городом, чтобы сократить время подлета к аэропорту. Самолет кружил над городом, вырабатывая топливо. Все точно вроде бы рассчитали, но указатель наличия топлива оказался тоже неисправен и выдал неверные цифры. В результате над центром Ленинграда отключился и второй двигатель — кончился керосин.
И вот представьте: внизу купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Реальная угроза падения 40-тонной машины на Невский проспект. Тогда-то командир Виктор Мостовой вместе со вторым пилотом Василием Чеченевым приняли единственно в такой ситуации верное решение: сажать самолет на воду. Посадка на Неву прошла успешно — лайнер на брюхе проскользил по Неве и остановился в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста. С момента отказа двигателей прошло всего 14 секунд. Повезло, что в тот момент по Неве шел буксир, — в нескольких метрах от него и приводнился самолет. Его команда подоспела на помощь и отбуксировала самолет. Пассажиры Ту-124 смогли сойти на берег. Выжили все!
Ну а дальше последовал разбор полетов. «Аэрофлот» представил Виктора Мостового к ордену, а остальных членов экипажа — к медалям. Но указ о награждении так и не был подписан. Категорически против выступил генеральный конструктор Туполев, обвинивший пилотов в неумении управлять самолетом. Иначе, видимо, ему трудно было объяснить все эти «недоразумения», случившиеся с самолетом. Тогдашний руководитель страны Никита Хрущев выбрал компромиссный вариант — не стал настаивать на награждении экипажа, но и наказывать никого не позволил, оставил пилотов на службе.
Мостовой продолжил летать в родном Внуково на туполевских лайнерах: Ту-134, Ту-154 и даже потом в Домодедово на совершавшем тестовые рейсы сверхзвуковом красавце Ту-144. Дальше подвело здоровье. Выйдя на пенсию, работал начальником смены аэропорта.
В 1988-м пережил инфаркт и в начале 90-х вместе с семьей уехал в Израиль. Там он устроился на фабрику. Кстати, о его подвиге со спасением пассажиров в этой стране было хорошо известно, и когда в 1997 году в возрасте 64 лет он умер, как вспоминала его супруга, хоронила его чуть ли не вся фабрика...
А нам остается отметить одно любопытное совпадение. Все три счастливые вынужденные посадки — в августе 1963-го на Неве, недавнюю, 15 августа, на кукурузном поле в Подмосковье и в Ижме в 2010 году на заброшенном аэродроме — совершили воспитанники Бугурусланского летного училища Виктор Мостовой, Дамир Юсупов и Евгений Новоселов. Не пора ли опыт летной подготовки этой знаменитой кузницы пилотских кадров распространить на всю гражданскую авиацию?