Что нового мы узнали после аварийной посадки пассажирского лайнера в Жуковском?
Чудесное спасение 226 пассажиров Airbus А321, совершившего посадку на кукурузное поле в Подмосковье, затмило все августовские события. Экипаж «Уральских авиалиний» мгновенно стал ньюсмейкером мировых СМИ. И друзья, и недруги сходятся в одном: русские летчики проявили высочайший профессионализм, это повторение нашумевшего, воспетого в книгах и фильмах «чуда на Гудзоне». Герои! Но у каждого подвига есть обратная сторона. И нынешние чудеса не исключение.
На летчиков обрушилась волна всеобщей благодарности. Произнесенная будничным тоном фраза «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» стала мемом. Многотысячный стадион в Екатеринбурге устроил овацию землякам. Их узнают на улицах. Их портретами полон интернет. И в этом восторженном хоре как-то затерялись голоса тех, кто пробует робко спросить: а кто, собственно, несет ответственность за то, что пилотам пришлось проявлять такие чудеса мастерства и хладнокровия?
Не дожидаясь этих вопросов, уже на следующий день после президентского указа о присвоении пилотам Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину звания Героя России в Сети появилась аудиозапись переговоров экипажа с диспетчерами перед вылетом, где дважды упоминается стая птиц. Так сеются сомнения: дескать, летчиков предупреждали, но они не послушались, взлетали на авось, поставили на кон жизни...
Подленький прием. Неоднократно проверенный, когда после очередной авиакатастрофы все можно было свалить на погибший экипаж. И ведь валили! Но здесь (незадача!) летчики остались живы и спасли пассажиров, а теперь официально названы героями. Умолчали «сливщики переговоров» и о том, что подобные предупреждения делаются диспетчерами почти каждому экипажу, взлетающему в Жуковском. А что делать, если чайки-то тут прописаны постоянно... Но даже в такой ситуации видны попытки перенести грехи с больной головы на здоровую — отвести обвинения в аварии от аэропорта и местных властей, закрывших глаза на незаконную свалку в ближайших окрестностях аэропорта, на собственников воздушной гавани, экономящих на безопасности полетов.
От участия в пресс-конференции по итогам ЧП представители аэропорта Жуковский и АО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» отказались. А муниципальные власти от претензий в свой адрес сразу открестились. Ближайший мусорный полигон в Сафоново официально считается ликвидированным и, стало быть, не должен привлекать прожорливых чаек. Как говорил герой гайдаевской комедии, были демоны, но самоликвидировались. Жаль, чайки читать не умеют.
Что ж, тогда послушаем других. «Пилотам давно известна проблема с птицами в этом районе, и они неоднократно на нее жаловались, — утверждает президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. — Обилие чаек, представляющих угрозу безопасности полетов, вызвано большим количеством свалок. Почти все они официально закрыты, но фактически не ликвидированы. А ближайшая находится меньше чем в полутора километрах от полосы».
Бизнес-омбудсмен по экологии и природопользованию Ильдар Неверов удивляется: как вообще могли принять в эксплуатацию международный аэропорт при наличии такого фактора риска?! Федеральные авиационные правила устанавливают, что санитарной зоной аэродрома считается 15-километровый радиус вокруг него. А от Жуковского до Домодедово по прямой меньше 30 км, и эта территория сплошь застроена. Что теперь делать? Эколог считает, что «мусорная реформа», торжественно объявленная в Подмосковье, — вполне подходящий повод для того, чтобы этот и другие очаги опасности ликвидировать силами специализированных предприятий. Например, есть компания по утилизации бытовых отходов «Русский национальный оператор», она имеет достаточно ресурсов, чтобы устранить проблему свалок, считает эколог.
Известный адвокат Игорь Трунов заявил, что «ответственность за летное происшествие целиком ложится на аэропорт, потому что налицо все признаки статьи 238 Уголовного кодекса: оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Основной тезис независимых экспертов бесспорный: безопасность полетов в части защиты от столкновения с птицами должна обеспечивать орнитологическая служба, а в аэропорту Жуковский она отсутствует. Точнее, служба есть в соседнем ЛИИ имени Громова, который использует ту же самую взлетно-посадочную полосу. Но между периодическими испытательными полетами и регулярными рейсами все-таки большая разница — другие задачи, несопоставимая интенсивность полетов. В ЛИИ всего три штатных орнитолога, что для крупного аэропорта абсолютно недостаточно.
Так, во всех других воздушных гаванях Московского авиа-узла имеются мощные орнитологические службы. Именно они отвечают за выбор технических и иных средств обеспечения безопасности полетов, ведут постоянный мониторинг. В Домодедово и Внуково есть свои соколиные отряды — чайки боятся даже тени хищных птиц. Такой же опыт отпугивания пернатых используется в Пулково (Санкт-Петербург), лондонском Хитроу, в воздушной гавани Барселоны и других аэропортах мира.
Но соколы — дело хлопотное, к тому же они не отменяют других средств борьбы с пернатыми. В Шереметьево, например, сделали упор на техническую защиту. Там на аэродроме десятки механических и электронных газовых отпугивателей, противоприсадочные сети и шипы, а еще используются биоакустические установки Bird Gard, пропановые пушки, лазерные установки и ядохимикаты.
Технические средства отпугивания птиц в Жуковском тоже имеются, но, как выяснилось, для эффективной защиты их явно недостаточно. Орнитологи ЛИИ имени Громова писали письма в прокуратуру, жаловались на ту самую свалку в Сафоново, куда по ночам мусоровозы продолжали вывозить отходы. А им отвечали сквозь зубы: по бумагам полигон закрыт...
Орнитологи напоминают: Раменский район в Подмосковье — один из самых насыщенных водоемами. Москва-река, дюжина крупных озер, десятки прудов. Отсюда многочисленные гнездовья пернатых. Очевидно, что предупреждений экипажам лайнеров, уже выруливающих на взлетную полосу, о наличии птиц явно недостаточно. Уже упомянутые эффективные средства обеспечения безопасности — лазерные установки — при регулярном применении способны отваживать птиц от санитарных зон воздушной гавани.
Все это, конечно, многосторонняя и кропотливая работа, требующая вложений денег и сил и высокого профессионализма. Но без нее всерьез говорить о защите самолетов от птиц не приходится.
P.S. Красноречивый факт. Вскоре после посадки Airbus А321 на кукурузное поле «Уральские авиалинии» подготовили резервный борт на Симферополь. Но из спасенных пассажиров только 40 человек решились обменять билеты. Видимо, остальные улетели из другого аэропорта или добирались до Крыма поездом. Вот и попробуйте после таких ЧП вернуть доверие аэропорту...
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов»
— В Жуковском рядом с аэродромом — Москва-река, прилегающая территория неизбежно кишит стаями чаек. А это самая необузданная, опасная для летчиков птица. В США аэродромов на порядок больше, чем в России, и столкновения с птицами там тоже случаются. Но там налажена многоступенчатая система защиты, в том числе и орнитологической: это и соколы с орлами, и пиротехнические средства, и громкоговорители, ультразвуковые установки, не слышимые человеческому уху. На самолетах при взлете и посадке включаются фары вне зависимости от времени суток...