Не все знают, кто такой Куприн...

Режиссер Андрей Эшпай - о русской классике на современном экране

Андрей Эшпай — режиссер, тонко чувствующий личные трагедии на фоне времени. Этому посвящены его масштабный сериал «Дети Арбата», камерная драма «Многоточие», готовящийся фильм по социальным повестям Александра Куприна, который скоро покажут по Первому каналу. Но сейчас в российском кино — явный спад, что показал и недавний фестиваль «Окно в Европу» (см. «Труд» от 16 августа). Почему? Об этом мы поговорили с Андреем Андреевичем на площадке Летней киноакадемии, где он стремится передать свой опыт подрастающим режиссерам.

— Я слышала, у нынешних студентов интерес к Чехову?

— Русская литература — это условие Никиты Сергеевича (Михалкова, президента киноакадемии. — «Труд»), который хочет, чтобы его студенты были крепко связаны с нашей культурой. В прошлом году студенты делали свои работы по Чехову, в этом — по Чехову, Толстому и Достоевскому. Но только через 10 лет после выпуска можно по-настоящему оценить режиссера. Вот пример: свою первую картину — «Память сердца» — Татьяна Михайловна Лиознова, мой учитель, сняла через 10 лет после окончания ВГИК-а, в 1959 году. Кто знал, что эта девочка из коммунальной квартиры, у которой погиб отец, которую воспитывала одна мать, вдруг вырвется вперед и сделает такой потрясающий фильм, как «Семнадцать мгновений весны», — самую зрительскую советскую картину, собравшую в год выхода на телеэкраны более чем 70-миллионную аудиторию!

— Что вы хотите передать своим студентам в первую очередь?

— Я ратую за сохранение кино-языка. У нас мощная традиция, но язык телесериалов ее разрушает. Поэтому у нас нет и качественного коммерческого кино. Разве что недавняя «Легенда № 17» Коли Лебедева.

— А что светит в нашей стране авторскому кино?

— Прокатчики его не берут. Хотя в больших городах наверняка есть пара тысяч человек, которым это было бы интересно. В Москве нет киноплощадки даже для победителей самых значительных фестивалей мира.

Во Франции нашли сложный способ защиты своего кино в кинотеатрах, мы же вообще не защищаем свое кино! Есть какие-то бредовые предложения — чтобы 80% фильмов в кинотеатрах были российскими. Но это невозможно — мы не производим столько фильмов. Система была и у нас! Пусть идеологизированная, но она работала как машина. Ее разрушили. Мой второй учитель, Лев Кулиджанов, мудрейший человек, рассказывал, как его, руководителя Союза кинематографистов, ругали за то, что «Бриллиантовой руке» он назначил 1,4 тысячи копий в прокате, а картине Киры Муратовой «Короткие встречи» — всего 100. Но 100 для потрясающего кино Киры Георгиевны — это огромное количество! Я убежден, что ее замечательный «Настройщик» в наше время имел единицы копий.

— Андрей Андреевич, расскажите о своем новом проекте — мини-сериале «Куприн».

— Там три картины по разным произведениям Куприна. Есть фильм по «Поединку», снятый Андреем Малюковым, я снимал «Впотьмах» и ряд рассказов, сейчас закончились съемки «Ямы» и «Гранатового браслета», ими занимался Влад Фурман. Получились три совершенно разных взгляда на Куприна. Из своей части мини-сериала я хочу сделать и версию для кинопоказа. «Впотьмах» я давно хотел снять, но не сразу срослось. Помимо этой повести в сценарии объединены рассказы «Корь», «Система», очерк «Люция». Идея получилась емкая — и страшная. Об азарте, жажде денег, которые поглощают человека. Я думаю, получится хороший фильм, тем более с такой мощной командой: оператор Сергей Юриздицкий, снявший несколько картин Саши Сокурова и мои фильмы «Элизиум» и «Униженные и оскорбленные», музыку сочинил мой отец (композитор Андрей Яковлевич Эшпай. — «Труд»). Среди актеров — Максим Суханов, изумительный молодой артист Леня Бичевин, Женя Цыганов. Лиза Боярская прекрасно сыграла дрессировщицу тигров...

— Что вы больше всего цените в актере?

— Однажды Татьяна Лиознова на мой вопрос, почему она выбрала на главную роль в фильме «Евдокия» Николая Сергеевича Лебедева, ответила: за человеческие качества. Я сначала не понял: как за человеческие? Нужно за фактуру, за мастерство. Потом выяснилось, что Лебедев прошел войну, был пять раз в плену, несколько раз бежал, босиком прошел почти всю Украину: Я даже не уверен, знала ли об этом Татьяна Михайловна, но она смогла все это в нем разглядеть.

— А почему Евгению Симонову, вашу жену, так редко снимаете?

— По-моему, довольно часто снимаю. В «Грозном» она играла, в «Куприне» — хоть и в небольшом, но эмоционально сильном эпизоде. Мне нравится с ней работать, и мы оба скучаем без этого. Но с кино слишком много сложностей. Ты загоришься идеей, а потом подвернется более реальный проект: Вот буквально в прошлом году я закончил картину «Элизиум» — о Серебряном веке, Гумилеве, лишних людях. Трагическое, поэтическое кино. Оператор Сергей Юриздицкий получил за него приз на фестивале «Киношок». Но фильм лежит на полке. А с другой стороны, думаешь: для кого его прокатывать? Мы снимали «Куприна» в госпитале в Кронштадте, так там даже не знают, кто такой Куприн...