Вдох глубокий, руки шире!

Физкультура в школе: как сделать этот урок захватывающим дух и тело?

В связи с приближением 1 сентября «Труд-7» решил спросить у известных спортсменов: как нам вырастить молодую спортивную смену? Все ли их устраивает в уроках физкультуры в нашей стране? И что нужно изменить, чтобы эти занятия стали яркими и интересными?

Анфиса Резцова, олимпийская чемпионка по лыжным гонкам и биатлону

— Необходимо более строгое отношение к урокам физкультуры со стороны властных структур. Во многих школах уроки и вовсе не проводятся по банальной причине: нет в штате учителя по этому предмету, а директор даже не беспокоится на сей счет. Я считаю такое положение вещей просто недопустимым. На самом деле для большинства детей уроки физкультуры являются не менее важным аспектом воспитания, чем математика или физика. Более того, просто необходимо сделать обязаловкой сдачу нормативов ГТО или аналогичных комплексов. При этом не просто гнать всех детей толпой выполнять различные упражнения, но и методично к этому готовить.

Нужен и более жесткий контроль в плане выдачи освобождений от физкультуры по здоровью. В свое время я и мои сверстники занимались на уроках физкультуры даже с легкими недомоганиями в виде насморка. И никакого вреда это не принесло. А сейчас выдача липовых справок приняла просто вопиющий размах. Дошло до того, что моя третья дочка, заразившись от одноклассниц этим модным поветрием, просила меня раздобыть справку-освобождение. Меня это просто возмутило.

Также считаю, что необходимо не только увеличить количество уроков физкультуры, но и стараться проводить их как можно чаще на свежем воздухе, даже в прохладную погоду. А вред идет от ненормальных родителей. Помню, я как-то предложила организовать свободную аренду лыж для учащихся школы, в которой учились три мои дочки. Так ведь большая часть родителей заявила, что это никому не нужно.

Дмитрий Кириллов, экс-чемпион мира по боксу

— Качество физического воспитания в школах во многом зависит от уровня квалификации учителя и от его добросовестности. И директор, а также регулярные инспекции за этим должны следить еще более тщательно, чем за работой учителей по любому другому предмету. Там ошибки в работе чреваты недостатком знаний, которые все-таки потом можно восполнить. А здесь возникает опасность загубить ребенку здоровье.

Я всю свою сознательную жизнь нахожусь в спорте, 10 лет назад окончил Институт имени Лесгафта, получил тренерский опыт. Но не рискнул бы сразу преподавать физкультуру в младших классах. Считаю необходимым сначала пройти специальные курсы, где опытные преподаватели объяснили бы особенности детского организма и детской психологии.

Кроме уровня квалификации преподавателей важным фактором считаю обеспечение школы спортивной базой. Например, моя дочка учится в обычной школе, но у них работает бассейн, в котором проводят уроки физкультуры. Я в своем детстве мог о подобном только мечтать, и я рад, что это постепенно становится нормой.

Также считаю целесообразным шире вводить во всех школах факультативную программу по физкультуре. Детям до 10-11 лет во многих видах спорта лучше начинать заниматься именно в стенах своей школы. Но чтобы подобные начинания стали реальностью, потребуются бюджетные вливания. Однако без этого существенно снижается эффективность мер по заботе о здоровье детей, а тем более поиска будущих кандидатов в сборную России.

Александр Зубков, чемпион мира по бобслею

— Многие десятилетия школьный учитель физкультуры выступал в роли первого в жизни тренера, в том числе и для многих наших спортсменов, ставших впоследствии чемпионами мира и Олимпийских игр. А в последние 20 лет эта тенденция явно угасла. Тот факт, что год назад в законодательном порядке во всех общеобразовательных школах добавили третий урок физкультуры, меня только радует. Но здесь все взаимосвязано, простым увеличением количества занятий кардинально ситуацию не улучшишь. Для более эффективной работы потребуется и более качественное оборудование спортзалов (а порой просто их наличие), и повышение квалификации тренеров. Причем очень важно поменять отношение к урокам физкультуры на всех уровнях: от министров образования и спорта до учителей физкультуры. И особенно важно самим детям и их родителям более серьезно относиться к физкультуре, а не считать этот предмет второстепенным. По моим наблюдениям, 30-40% учащихся уроки физкультуры вообще не посещают.

Элен Шакирова, олимпийская чемпионка по баскетболу

— Моя дочка училась в четырех разных школах: в Москве, Вологде, Оренбурге и Московской области. Причем не в спортинтернатах, а в обычных общеобразовательных школах. Где-то условия для занятий физкультурой были лучше, где-то хуже. Но во всех четырех местах учителя работали увлеченно и умело. А многие одноклассники дочери уроки физкультуры не любили и старались прогуливать. И такое отношение они во многом усваивали от своих одителей.

К сожалению, подобная тенденция в России довольно устойчивая. Я сейчас работаю с детской командой клуба «Спарта и К» в Видном. И родители моих учеников зачастую просят меня, чтобы я оформила документы для освобождения от уроков физкультуры. Мотивируют тем, что дети вполне достаточно «нагружаются» в баскетбольной группе. Я, конечно, в таких случаях бываю категорически против.

Виктор Тальянов, 21-кратный чемпион СССР по горнолыжному спорту

— В массовом спорте есть несколько противоречивых моментов, но для прогресса наших сборных необходимо их преодолеть. С одной стороны, в раннем возрасте желательно попробовать себя в разных видах спорта и в разных дисциплинах. С другой — необходимо в регионах развивать именно те виды спорта (и обучать им детей в школах), в каких наработаны опыт, победные традиции и просто имеются подходящие климатические условия. Например, на юге делать акцент на футбол, на севере — на лыжные гонки, а в больших городах — на фигурное катание, хоккей. И с учетом местных традиций необходимо пропустить через руки опытных тренеров всех детей младшего школьного возраста. Пропустить означает не проверку тестированием, а систематические занятия в течение хотя бы одного года — двух лет. Именно в рамках общеобразовательной школы.

Расширение штата детских тренеров, их подготовка, а также сооружение спортивных объектов на местах, безусловно, потребуют больших капиталовложений. Но все это может обойтись и дешевле, чем трата бюджетных денег на взрослых, но неперспективных спортсменов. А тем более на иностранных легионеров.