С недавних пор удовлетворить духовный голод театралам помогает телеканал с простым и понятным названием «Театр»
По будним дням канал «Культура» показывает театральные спектакли. Честь ему и хвала! На остальных федеральных каналах сценические постановки — явление крайне редкое. Театр главные «кнопки» считают «неформатом». Если, конечно, это не театр Петросяна. Но, может, они и правы? Хочешь посмотреть спектакль — иди в театр. Нет, спектакли в телевизионном эфире нужны! В этом убеждаешься всякий раз, когда смотришь легендарное «Соло для часов с боем».
Что же касается специфики просмотра спектаклей по телевизору: Да, разумеется, лучше увидеть их вживую. Но кто сказал, что среди жителей маленьких городов нет ценителей театрального искусства? Пусть немного, но есть. А в совокупности по всей стране это целая армия театралов.
С недавних пор удовлетворить их духовный голод помогает телеканал с простым и понятным названием «Театр». Он доступен только в сетях кабельных и спутниковых операторов, зато они доступны всем.
Впервые «Театр» вышел в эфир 27 марта 2011 года. Аккурат в День театра. Вроде так само собой получилось, но совпадение символично. Сегодня в программной сетке канала все, что связано со сценой. Аналитика, дискуссии, творческие вечера артистов, капустники, документальные фильмы, мастер-классы. Но основу все-таки составляют непосредственно театральные постановки.
На вопросы нашего корреспондента отвечает генеральный директор канала Татьяна Александрова.
— Многие ли театры делают видеоверсии своих спектаклей?
— Многие. Но чаще это все же не видеоверсии, а «технические записи», снятые на одну камеру. Конечно, они тоже нужны, в первую очередь для того, чтобы хоть как-то запечатлеть спектакль, сохранить его. Кроме того, эти копии посылаются на театральные фестивали. Там в отборочных комиссиях работают профессиональные люди, они умеют даже по технически несовершенному материалу определить качество постановки. И к нам на телеканал «Театр» присылается много таких копий, и часто там оказываются прекрасные спектакли, но качество записи не позволяет выдавать их в эфир.
— Охотно ли театры предоставляют записи каналу?
— Да, охотно. Переговоры вести нетрудно, так как ты общаешься с единомышленниками. Почти все информационные материалы мы снимаем сами. Темы находим тоже сами, но от театров и театральных организаций ежедневно получаем информацию о событиях, на которую стараемся сразу реагировать.
— На канале записи спектаклей одних и тех же театров иногда выходят большими пакетами. Почему?
— Мы считаем, что в этом случае зритель имеет возможность получить более полное представление о театре. Например, очень талантливые и абсолютно разные спектакли киевского Театра имени Леси Украинки, блистательные постановки Театра на Фонтанке, балеты Красноярского государственного театра оперы и балета и другие позволяют зрителю ощутить дух театра, полюбить его и запомнить. А потом стремиться попасть в Киев, Петербург, Красноярск, для того чтобы увидеть там вживую спектакли, уже ставшие любимыми.
— Существует ли в нашей стране профессиональная школа записи спектаклей?
— Пожалуй, ее сегодня все-таки нет. Но на телевидении есть талантливые режиссеры, обладающие большим опытом съемки телеверсий спектаклей. Они делают это великолепно, то есть, по сути, и являются теми самыми «профессионалами жанра».
— Снимает ли телеканал «Театр» спектакли своими силами?
— Примерно треть телеверсий спектаклей, выходящих в наш эфир, собственного производства. Это, например, спектакли «Кураж» и «Последнее письмо» театра «Эрмитаж», «Однорукий из Спокэна» пермского театра «У моста», «Русское варенье» и «Русское горе» Театра-школы современной пьесы, «Как поссорились:» Театра имени Маяковского: Кроме того, мы снимаем спектакли проекта «Открытая сцена»: «Двойник» театра «СинематографЪ», «Человеческий голос» и «Три сестры» в постановке Бартенева... Снимаем работы молодых режиссеров: «Класс молодой режиссуры» в Театре-школе современной пьесы, альманах «Герой» в Центре имени Мейерхольда, спектакли проекта «Платформа», лучшие дипломные спектакли.
— На какие деньги существует канал? Поддерживает ли канал Союз театральных деятелей?
— Не спрашивайте, а то зарыдаю. Единственный, кто посильно помог телеканалу, — фонд Олега Табакова, то есть непосредственно сам Олег Павлович Табаков. На остальные вопросы должна была бы ответить «нет». Но отвечаю: «Надеюсь».
— Что удается, а где пока идет пробуксовка?
— Что удается — не мне судить. Как производитель телеканала я понимаю, что все должно быть намного фундаментальнее, основательнее. Должно быть больше рассказов о провинциальных театрах, больше серьезных экспертов, больше спектаклей, театральных новостей, обзоров. Но когда я оказываюсь «с той стороны зеркального стекла» и сажусь на диван в качестве зрителя, причем зрителя благодарного, то я не могу оторваться от экрана и смотрю на наш эфир совсем другими глазами.