Ручку в зубы - и вперед

Знаменитые мамы рассказывают, как они готовятся к 1 сентября

 Это во все остальные дни они звезды. Блистают на телевидении, на концертных площадках и модных тусовках. А 1 сентября эти блестящие женщины прежде всего мамы. Они ведут своих чад в школу и решают те же проблемы, что и большинство простых смертных. Сегодня о подготовке к новому учебному году, о своих трудностях и опасениях рассказывают телеведущая Елена Ханга, артистка Елена Воробей и продюсер Яна Рудковская.

Яна Рудковская
Сыновья Андрей и Николай, по 10 лет, идут в 5-й класс

- Сейчас мои ребята усиленно готовятся к новому спортивному сезону, очень хотят поступить в профессиональную футбольную школу: оба тренируются, занимаются, бегают. И мне очень приятно, что благодаря Жене (Плющенко. - "Труд-7") они так полюбили спорт. Сейчас по Коле и Андрюше можно хоть энциклопедию сверять: все про футбол знают, смотрят все матчи, обсуждают, болеют. И мечтают играть профессионально. Конечно, я понимаю, что все это пока лишь мечты, но пусть попробуют, спорт в любом случае дисциплинирует. Скажем, недавно вместе с Женей мы были на сборах в Италии, в Пинзоло, где находится большая тренировочная база и где Женя уже четыре года тренируется.

И их день там строился так. С утра они бежали с Женей кросс, дальше муж шел на лед, а ребята занимались с тренером по общефизической подготовке. После обеда ехали играть в гольф пять часов, потому что у Жени сейчас большое увлечение гольфом, его мечта - выступить на Олимпиаде 2016 года уже в качестве спортсмена-гольфиста. И завершающий аккорд - игра в футбол. Причем со взрослыми профессиональными спортсменами и на большом поле, где проходят сборы у миланского "Интера".

Кроме того, за лето ребята прочитали всю литературу, которую им задавали, занимались с учителем русского языка. У нас английский усвоен очень хорошо - Коля с Андрюшей 2,5 года учились в британской школе, - а с русским были небольшие проблемы. Последние полгода ребята каждый день занимались русским языком дополнительно, подтянули предмет - единственный, по которому у них были четверки. Теперь, надеюсь, станут круглыми отличниками. Так что и к новому спортивному, и к новому учебному году они готовы на все сто.

Елена Воробей
Дочка Софья, 9 лет, идет в 3-й класс

- Мы с Соней каждый день занимаемся: русский язык, чтение, математика… Даже летом. А что, таблицу умножения нам задали - чтобы от зубов отскакивала, если даже ночью разбудить. Читаем "Королевство кривых зеркал", "Карлсона", рассказы о животных, "Белый клык" недавно прочли. Чтение пока - наша главная проблема. Вроде алфавит Соня быстро освоила, читать начала, но вот любовь к чтению пока очень сложно у нас прививается. Я и так и сяк пробовала, и хитростью, и мудростью. И интересными книгами - подбор литературы тоже ведь очень важен. Толку было мало, пока я не предложила Соне читать немножечко по другой системе. Причем сама ее придумала.

Прежде она сидела на каждом слове, считала, что так и надо, даже обращала на это мое внимание: мол, смотри, я читаю каждое слово. И ее не волновало, что это слово могло быть союзом, местоимением, предлогом: "Как, во, по-ле, мо-ты-лек…" Получалось, слова есть, а единого предложения нет. Смысл терялся - она не понимала, что читает. Я пыталась понять, в чем проблема, и как-то сказала ей: "Значит, давай, доча, так договоримся: слова, в которых одна, две, три, четыре буквы, не читай раздельно, веди их к длинным словам". Не сразу, конечно, но получилось. В тот же день она стала соединять эти предлоги и местоимения с длинными словами. И появилась беглость. И появился смысл того, что она читает. Сейчас я точно знаю, что у нее есть результат, и этот результат положительный. Посмотрим, как он закрепится в школе.

А других серьезных проблем у нас вроде бы нет. Возникали какие-то неприятные ситуации, но пока мы с Соней справляемся. Например, однажды она не захотела надевать свою старую дубленку, сказала, что над ней смеются. Но мы поговорили, она поверила мне. Нашла что ответить на нападки своих одноклассников. И все-таки то, что дети стали жестче, агрессивнее, меня печалит. Некоторые знают, что у них богатые, влиятельные родители, и могут нахамить учительнице, как-то напакостить. У моей дочки, слава богу, этого нет. Не знаю, может, я правильно воспитываю ребенка. Учу, что не надо плыть по течению, бояться быть другой, чем-то выделяться. Пусть даже это вызывает насмешки. Нужно быть уверенным в себе - и тогда все получится.

Елена Ханга
Дочка Елизавета-Анна, 10 лет, идет в 5-й класс

- К учебному году мы с Лизой никак не готовимся. Школьная форма уже не нужна, как мне заявила дочка. Она и прежде позволяла себе многое - конечно, в рамках дозволенного: белый верх, черный низ. Но черный низ был весьма разнообразен. Все остальное, к счастью, предоставляет школа, поэтому сейчас не надо бегать, что-то покупать. Только ручку шариковую в зубы - и вперед. В школе Лизе очень нравится, она по ней даже скучает, что, на мой взгляд, противоестественно. В начале августа я от нее услышала: "Ура! Всего месяц до школы", - и просто не поверила своим ушам, решила, что она издевается. Нет, на полном серьезе. Я тут же насторожилась, спросила: "А что там хорошего?" - "Мам, ну ты не понимаешь - там все наши".

Учится Лиза хорошо, так что никаких проблем у нас нет. Единственное - я бы хотела, чтобы учителя больше заставляли летом читать. Какой-то минимум у них есть, но это минимум-минимум, и я так понимаю, что все остальное оставлено на родителей. Мол, если хотите, пусть читает, а нет - так нет. Главное, "Муму" прочесть, "Каштанку", а остальное - сами, сами.

Поэтому сейчас наш с ней день начинается с того, что я спрашиваю: "Ты прочитала что-нибудь?" Она говорит: "Да, прочитала - очередную книгу "Гарри Поттера". А их там столько! Конечно, очень трудно после "Гарри Поттера" читать "Тимура и его команду", и многое там будет непонятно. Как-то я решила дочке показать фильм "Неуловимые мстители" - боевик, который мы смотрели тысячу раз. Она внимательно всматривалась и вдруг спрашивает: "Мам, а мы за кого: за красных или за белых?" Я говорю: "Как это? Конечно, за красных!" - "А почему белые плохие?" Я начинаю объяснять: они, мол, богатые… И натыкаюсь на непонимание: "А почему богатые - это плохо?" И все, я увязла в этой истории, решила: ладно, пусть смотрит "Тома и Джерри", читает своего "Поттера" - там все проще.

Не хочу сказать, что лучше. Я просто говорю о том, что если ребенку предложить на выбор "Макдоналдс" или ресторан с хорошей домашней кухней, можете не сомневаться: они пойдут и закажут бигмак с картошкой.