Культура на заказ
Законопроект, регулирующий государственные заказы в области культуры и искусства, должен появиться этой осенью
«Труд» разъясняет, чем был плох 94-й федеральный закон и что появится в новом.
Потребность в регулировании государственного заказа в области культуры назрела уже давно. 94-й федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за пять лет своего существования выдержал не одну волну критики: его несколько раз дополняли, было подготовлено 24 пакета поправок. По словам замминистра экономического развития Алексея Лихачева, новый закон должен поглотить старый.
«Люди, которые принимали 94-й закон, не подумали о том, что существует такое количество нетрадиционных форм деятельности, которые невозможно подвести под существующие алгоритмы», — отметил в рамках прошедшего в четверг круглого стола «О госзакупках в сфере культуры» Лев Лившиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания.
Так, 94-й закон не учитывал все трудности, связанные с реставрацией. Накопилось немало примеров, когда жест-кие законодательные рамки не только усложняли работу специалистов, но и вредили культурным объектам. Например, выбор компании, которая занималась строительством и реконструкцией, проводился только через электронные аукционы. Главным и единственным фактором оставались деньги: подрядчиком становилась компания, предложившая выполнение работ за наименьшую сумму. Вопросы качества и компетентности при этом вообще не обсуждались, что и приводило к непоправимым последствиям.
Примеров достаточное количество. Один из последних — строительство в Ярославле концертно-зрелищного центра, который должен был стать объектом тысячелетия. Несколько лет назад петербургская компания «Максстрой» выиграла аукцион на строительство центра, снизив при этом стартовую стоимость на 800 млн. рублей, что составило примерно 40% от всего заказа. В итоге компания-застройщик серьезно затянула сроки сдачи объекта: он должен был принять первых посетителей еще в прошлом году, но работы не закончены до сих пор. Правительство Ярославской области, выступившее в этом деле заказчиком, подало иск о срыве условий госконтракта. Спустя месяцы долгих судебных разбирательств правительству все-таки удалось выиграть дело: «Максстрой» заплатит городу 100 млн. рублей, а заканчивать строительство будет уже другой подрядчик.
Новый законопроект, по словам Алексея Лихачева, должен исключить подобные недоразумения. Во-первых, электронные аукционы перестанут быть единственной площадкой, где решается вопрос о том, кто станет подрядчиком, как это было раньше. Во-вторых, появятся двухэтапные конкурсы: на первом этапе эксперты оценят компетентность конкурсантов, а на втором будут проходить торги.
Деньги перестанут быть главным мерилом, а в отдельных случаях цена работ и вовсе не будет иметь значения. Как отметила заместитель министра культуры Екатерина Чуковская, низкая цена не всегда является оптимальной, тем более когда речь идет о культуре.
Полный текст законопроекта должен появиться уже 1 сентября.