Представители ФСИН с гордостью демонстрировали свою спецтехнику, особенно упирая на технические новинки - кондиционеры, датчики слежения и систему "Незабудка"... Впрочем, корреспонденту "Труда", проведшему в автозаке всего несколько минут, комфортно в роли обычного заключенного все равно не показалось.
"Тюремщики" особо отметили, что все представляемые автомашины собраны руками самих заключенных. Но вряд ли сами изготовители испытывали большую радость от выполненной работы.
"Гуманная" новинка автозаков - кондиционер - оказалась весьма условной. Его обещают установить только в будущем, когда подобные "КамАЗы" пойдут в серийное производство. Пока роль кондиционера, а также и вентиляции выполняет аварийно-вентиляционный люк на крыше автомобиля. Впрочем, представители ФСИН были настроены настолько оптимистично, что уже пообещали серийные модели оснастить даже биотуалетами. Но до таких изысков цивилизации "воронкам" еще очень далеко! Пока же всего несколько минут, проведенных на месте для заключенных, показались мне пребыванием в аду - презентация проходила в условиях, близких к "боевым", автомобиль стоял на самом солнцепеке...
- Мы активно используем последние достижения техники, - порадовал журналистов (и огорчил преступников) первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Николай Баринов. - В новом автозаке установлены мониторы и камеры видеонаблюдения в кузове плюс модернизированная система "Незабудка". Она подает сигнал о том, что дверь открылась или произошло нападение. А также система GPS - датчики движения на стеклах позволяют отслеживать автозак по всему маршруту.
- А слово "хлеб" на кузове писать будете? - спросил кто-то из журналистов, намекая на сталинские "воронки".
- Не понял вашего юмора, - хорошенько подумав, осторожно ответил Баринов.
Главное преимущество новой модели - увеличена вместимость машины. Теперь в кузов помещается 30 человек (из расчета 40 кв. см пространства на одного человека), что на 10 больше, чем влезало в автомобиль-предшественник.
Планируется выпускать до полутора тысяч автомобилей в год, притом силами осужденных из колоний Нижегородской, Ульяновской и Челябинской областей. Это создаст около тысячи рабочих мест с ежемесячной зарплатой около 4000 рублей.
Машины в будущем вовсе не обязательно будут использоваться только для "колониальных" нужд. Если автомобиль понравится и другим силовым ведомствам, его можно будет приобрести. В руководстве Федеральной службы исполнения наказаний особо не скрывают: все это в итоге может превратиться в успешный бизнес-проект.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Слухи о грядущей в ближайшее время амнистии для заключенных, похоже, так и останутся слухами. Как пояснили корреспонденту "Труда" в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), кто-то просто выдал желаемое за действительное. Известно, что во ФСИН составили списки лиц, которые могли бы попасть под амнистию. Могли бы, если бы решение о ней было принято компетентными органами. Окончательное "добро" на амнистию должна дать Государственная Дума. Однако там на вопрос о скорой амнистии пока пожимают плечами: "Не в курсе". А значит, и до досрочного выхода на свободу даже у фигурантов списка ФСИН еще далековато.
Впрочем, такое происходит не только в России. В аналогичной ситуации оказались недавно и французские зэки. Многие из них ожидали, что новоизбранный президент Франции Николя Саркози тоже ко дню взятия Бастилии подмахнет указ об амнистии. А он взял и не подмахнул. Объяснил так: мол, такой путь решения проблемы переполненных тюрем никуда не годится.