Группы инициативной общественности выступили против запланированной реконструкции площади. Неожиданностью такой протест "местных жителей" и "радетелей за старую Москву", конечно, не стал. Аргументы о необходимости сохранения истории возникают периодически, когда речь заходит о строительных работах практически в любом месте Москвы. Правда, необходимо отдать протестующим должное: на сей раз они выступают гораздо организованнее. Так, например, местные жители обещают открыть и официально зарегистрировать общественное движение "За сохранение культурно-исторического наследия и среды жизнеобитания Москвы "Пушкинская площадь". А пока оно не создано, интересы возмущенных взялась отстаивать некая комиссия "Старая Москва".
Эта общественная организация, как заявляют сами ее представители, "существует еще с дореволюционных времен". Впрочем, более объективных свидетельств столь долгой истории данного органа, увы, не существует. Тем не менее комиссия, продолжают утверждать ее члены, объединяет исключительно профессионалов - историков, архитекторов, реставраторов. При этом они не ограничиваются пассивным протестом против реконструкции Пушкинской площади, а представили свой альтернативный проект - целый сценарий развития событий, как он видится им.
Одна из главных идей такого проекта "Старой Москвы" сводится к тому, что необходимо восстановить некий изначальный исторический облик Пушкинской площади. Для чего предлагается, прежде всего, перенести памятник знаменитому поэту на противоположную сторону Тверской улицы, туда, где он стоял изначально.
Если рассуждать с точки зрения логики и здравого смысла, то стоит обратить внимание на некоторые факты. Да, памятник Пушкину был установлен в 1880 году и, действительно, на другой стороне Тверской улицы. А перенесли его на нынешнее место еще в 1950 году. Простой арифметический подсчет убеждает, что простоял он здесь лишь немногим меньше, чем там, где располагался изначально. И для современных жителей Москвы именно возле кинотеатра "Пушкинский" он гораздо более исторически адекватен, чем если бы стоял напротив "Макдональдса".
Второй пункт предложений "комиссии профессионалов" - это масштабные археологические раскопки, а впоследствии восстановление колокольни и собора Страстного монастыря, который был построен в 40-х годах XVII века и снесен в 30-х годах века двадцатого. Между тем главный археолог Москвы, профессор Александр Векслер, являющийся, вне сомнения, профессионалом своего дела, весьма осторожно берется рассуждать о возможных результатах таких раскопок.
Пушкинская площадь - место, безусловно, историческое, и теоретически здесь могут быть сделаны интересные находки. Но именно теоретически. Дело в том, что масштабное строительство советских времен: метро, здания "Известий", магазина "Армения" и кинотеатра "Пушкинский" - не прошло бесследно. Все здесь давно и по несколько раз перекопано, и найти нечто новое будет крайне затруднительно.
Разумеется, если обнаружатся хорошо сохранившиеся фундаменты, например, участок стены Белого города, встанет вопрос о музейной ценности и сохранности находок. Но пока рассуждать об этом рано, как авторитетно утверждают даже специалисты-историки из Академии наук России. Однако для специалистов из "местных жителей" вопрос, как видно, ясен заранее. Они предрекают археологические сенсации загодя, пророчат обнаружение сохранившихся в целостности фундаментов и стен старинных построек, и на этом основании требуют "воссоздания".
Трудно избежать критики аргумента о необходимости восстановления изначального архитектурного облика Пушкинской площади. Дотошно следуя ему, пришлось бы ликвидировать все советские постройки, а на их месте возводить новоделы зданий, стоявших здесь до революции. Как отреагируют "местные жители" из дома, в котором расположен магазин "Армения", когда им объявят о его сносе на том основании, что здесь "исторически необходимо" восстановить знаменитую церковь Дмитрия Солунского? Ответ на это, как кажется, очевиден!
Следующий момент - собственно тоннель-развязка, ради которого и разработан проект реконструкции Пушкинской площади. Общественники призывают просто не строить его, и все дела. И вообще: "Тверскому бульвару давно пора стать пешеходным, как в Лондоне!"
Вот только раз уж идет обсуждение всех плюсов и минусов, то надо договаривать до конца и объяснять, какой ценой в Лондоне ограничен въезд транспорта в центр города. Ценой штрафов, которые даже небедные британцы считают астрономическими. А в Москве, когда пару лет назад были предложены подобные ограничения на въезд транспорта в центр города, с автомобилистами случилась просто-таки истерика. И она не прекращалась до тех пор, пока правительство города не сказало: "Наверное, еще не время".
Обсуждение, которое строится на аргументах: "не пущать", "раньше было лучше" и тому подобных, к сожалению, идет параллельно с общим нагнетанием страстей. Например, говорят, что "раскопки вести не будут" и "все исторические слои нарушат". Хотя вообще-то в Москве проведение археологических работ в историческом центре города при любом строительстве предусмотрено законодательно и организуется в обязательном порядке. Исключений не бывает. Главный археолог столицы Векслер, наоборот, даже хвалит турецкого инвестора и говорит, что наверняка тот привык работать цивилизованно. Поскольку эта компания много строила в Стамбуле, где умеют возводить грандиозные, в том числе и подземные, сооружения, не разрушая при этом исторические памятники.
Подводя итог разговора, хочется отметить: дело вовсе не в том, что проект строительства тоннеля и освоения подземного пространства Пушкинской площади не требует обсуждения. Но дискуссия, если уж она идет, должна быть хоть сколько-нибудь профессиональной. Равно как и целью вообще любого строительства в городе должно быть создание максимально комфортной среды для наибольшего числа горожан. А вовсе не удовлетворение личных амбиций отдельных представителей общественности и всевозможных комиссий.
КСТАТИ
Главным инвестором реконструкции Пушкинской площади является турецкая компания "ГЮНАЛ ИНШААТ ТИДЖАРЕТ BE САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ". Название для русского уха выглядит загадочно и непонятно. Однако на самом деле ничего странного в таком имени фирмы нет. Так, например, слово "аноним" - всего лишь обозначение типа компании, которых в Турции бывает два: либо "аноним ширкети", либо "лимитед ширкети". "Иншаат тиджарет ве санайи" в переводе означает "сооружения коммерческие и промышленные". Ну а "Гюнал" - имя основателя компании. Вот и все.