ЛУЖКОВСКИЕ ДЕРЕВНИ

Завершившаяся недавно сельскохозяйственная перепись выявила в Москве более 11,5 тысячи сельских дворов. По-хорошему это примерно 65 деревень. В планах городских властей 36 из них за ближайшие 2-3 года отправить "на реорганизацию". На месте деревянных изб вырастут многоэтажки. Как сегодня живут те, чьи дома стали помехой на пути бурного развития мегаполиса, выяснял корреспондент "Труда".

Чтобы полюбоваться на бабушек, лузгающих семечки, пасущихся коз и плавающих на пруду гусей, необязательно выезжать за сотни километров от Москвы. Все эти прелести сельской жизни можно найти и в столице. Например, в деревне Щербинка, что в Южном Бутове.
Ныне пенсионер Михаил Михайлович лет 40 назад брал себе невесту из тогда еще подмосковного села Щербинка. Сегодня они так и живут в доме жены. Единственно, что изменилось - это прописка. Согласно генплану развития Москвы 20 лет назад Щербинка, а вместе с ней еще десяток деревень разом стали частью столицы. Правда, местным жителям, кроме права именоваться москвичами, перемены не принесли ровным счетом ничего.
Михаил Михайлович отработанным годами навыком вытаскивает полное ведро из колодца. "Угощайтесь. Вкуснотища... В городе вы такой водички не попьете", - зачерпывает и протягивает полную кружку ледяной влаги. Единственным доступным благом цивилизации в Щербинке было и остается электричество. Да, пожалуй, еще автобус, который раз в десять минут отправляется до ближайшей станции метро "Бульвар Дмитрия Донского".
Однако в столицу местные выезжают нечасто, а за продуктами ходят в соседний областной город, который называется так же, как и деревня, - Щербинка. В отличие от жителей внезапно ставшего знаменитым поселка Бутово большинство щербинцев даже рады были бы оставить свои покосившиеся от времени дома и переселиться в новые квартиры со всеми удобствами. Однако муниципальные власти решили, что первой под снос должна пойти соседняя деревня Липки.
Щербинку от Липок отделяет мостик через канаву. По иронии судьбы за этим мостиком идет совсем другая жизнь. Здесь и дома побогаче, и коммуникации все подведены. Даже телефон чуть ли не в каждой семье имеется. Местные дети посещают школу, расположенную в минуте ходьбы от деревни.
Семья Жиновых, продав девять лет назад московскую квартиру в Ясеневе, переехала в Липки. Глава семьи Сергей, всю жизнь строивший дома для других, всегда хотел возвести свой собственный. Заветная мечта осуществилась: сейчас дом практически готов. Пять комнат и кухня - общая площадь 211 квадратных метров.
- Первый этаж полностью отделан. А вот второй... даже не знаю, стоит ли заканчивать, - вздыхает Сергей. - БТИ оценило балкон, который я пристроил ко второму этажу, в 5 тысяч рублей. А я за одну только кованую решетку на нем заплатил такую цену. Можно после этого представить, какую квартиру предложат нам чиновники. Единственный способ сохранить свое имущество: оформить нашу землю в 8,5 сотки, на которой стоит дом, в собственность. Сейчас занимаюсь тем, что бегаю по инстанциям. Но пока результат нулевой.
Сергей и большинство его соседей крайне настороженно наблюдают, как чиновники в последнее время решают конфликты с отчуждением земель. Многие ездили в Бутово, когда там возводились баррикады на пути бульдозеров. Поддерживают связь с коллегами по несчастью и сейчас. Теперь, если обитателей Липок кому-то захочется выселить "по силовому сценарию", не исключено, что массовые акции протеста возникнут и здесь. А вот жители бедной Щербинки соседей, наоборот, утихомиривают. Две деревни, но при этом и два совершенно разных мироощущения.
СПРАВКА "ТРУДА"
Еще в 1995 году в Москве было зарегистрировано 5 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель. Но уже к 2006 году из них осталось только 1,7 тыс. гектара.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Георгий КУЛИКОВ, начальник сектора Управления государственного земельного кадастра департамента земельных ресурсов Москвы:
- В свое время некоторые близлежащие территории вошли в состав столицы, чтобы город в будущем мог использовать эти земли под свои нужды. Сегодня, когда в центре мест под застройку не осталось, пришла очередь бывших деревень. Почему - бывших? Да потому что официально они не существуют. На карте Москвы эти дома расположены по разным улицам, а земля под ними, как и под любым другим жилым домом в столице, находится в собственности города. Пока эти земли были не нужны, местные жители разводили сады-огороды. Однако при сносе дома власти должны будут компенсировать только стоимость дома и посадок, но никак не стоимость земли.