ТО ВЗЛЕТ, ТО ПОСАДКА

К одному из лучших в России аэродрому Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском почти неделю было приковано внимание авиастроителей всего мира. В минувшее воскресенье здесь завершилась одна из самых амбициозных совместных многонациональных демонстраций в области высоких технологий - седьмой Международный авиационно-космический салон (МАКС-2005). Реактивные двигатели над головами сотен тысяч посетителей салона отгремели - теперь бизнесмены и бухгалтера от авиации в тиши кабинетов подводят итоги МАКСа.

Событием года назвал завершившийся салон руководитель Федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин. По крайней мере для нашей страны это, безусловно, справедливо. По официальным данным, подписаны контракты на поставку отечественных самолетов и вертолетов на сумму порядка 1 миллиарда долларов. А если в контракты обратятся и заключенные в Жуковском предварительные соглашения, общая сумма может достичь и 4 миллиардов - просто золотой дождь для застоявшейся без настоящего дела российской оборонки. В этом ряду, скажем, заказ авиакомпаний "Волга-Днепр" и "Полет" на приобретение до 2012 года по пять небесных тяжеловозов Ан-124 "Руслан" на общую сумму 1,5 миллиарда долларов выглядит весьма впечатляюще. А лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" подписала сразу семь соглашений на поставку 56 самолетов различных типов на 1,6 миллиарда долларов. И это неоспоримо свидетельствует, что нашим преодолевающим затянувшийся кризис авиастроителям есть что предложить покупателям.
Стало известно, что пусть крохотными шагами, но все же растут поставки боевых машин Военно-воздушным силам РФ. В 2004 году они получили 5 модернизированных в Комсомольске-на-Амуре до уровня 4+ истребителей Су-27СМ. В 2005-2006 годах запланирована поставка еще 15 таких машин. На днях, после уточнения бюджетных ассигнований на закупки вооружений, по словам главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова, решено купить "несколько больше" таких "сушек".
В нынешнем году в строй встанет первый многоцелевой ударный самолет Су-34 (Су-27ИБ), который призван заменить устаревший фронтовой бомбардировщик Су-24. Серийный выпуск долгожданных новинок начнется с 2006 года. Михайлов считает, что достаточно будет выпускать по 10-12 Су-34 в год. На этот уровень мы выйдем, видимо, к 2008 году. Все это крайне мало, куда меньше числа подобных самолетов, уже проданных Китаю и Индии. Но ведь недавно не было и этого.
Наконец к 2008 году, заявил генеральный директор авиационной холдинговой компании "Сухой" Михаил Погосян, можно ожидать появления опытного образца принципиально нового отечественного боевого самолета пятого поколения. На 2009 год намечены испытания машины. Тогда можно надеяться, что давно готовый его американский аналог FA-22 "Рэптор", уже поступающий в ВВС США, не сумеет все же безраздельно захватить перспективные экспортные рынки, а в российском небе получит достойного соперника.
Так что перспективы у наших авиастроителей вроде бы есть. А вот дальше начинается проза. Посетители МАКСа не могли не обратить внимания, что настоящих новинок на аэродроме в Жуковском было маловато. Разве что впервые показанный широкой публике легкий истребитель МиГ-29 ОВТ с отклоняющимся вектором тяги двигателя - техническим решением, позволяющим достичь невиданной маневренности в воздушном бою. А, впрочем, чего было ждать после провального десятилетия, когда мы сами посадили свои КБ и заводы на голодный финансовый паек? И лишь в последние годы дело потихоньку пошло. Но новые сверхсложные машины во всем мире создаются тоже десятилетиями.
Несмотря на внешне широкое международное представительство, МАКС все же во многом остается выставкой "для внутреннего пользования": большинство контрактов заключаются между нашими соотечественниками. Исключение на сей раз составили индусы, заключившие с НПО "Сатурн" лицензионный контракт на 300 миллионов долларов на производство авиадвигателей АИ-55И. Однако прорывом это назвать трудно, поскольку Дели давно относится к нашим самым давним и надежным партнерам в этой области. Новых что-то не видно.
Мало того, как выяснилось, сильнейший удар по престижу отечественных авиастроителей, возможно, был нанесен незадолго до открытия МАКСа. Помните, во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Хельсинки для возвращения на Родину ему пришлось вынужденно сменить свой оборудованный под воздушный пункт управления и, естественно, тщательно оберегаемый Ил-96-300 на запасной самолет? Неисправность в системе торможения российского самолета номер один летчики заметили в последний момент, когда Путин уже был на борту. Тщательное расследование, не исключено, поставило под сомнение всю опекаемую правительством программу производства лайнеров этого типа в Воронеже. Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта предложило из соображений безопасности со вчерашнего дня прекратить эксплуатацию всех дальнемагистральных Ил-96-300. Как сообщил "Труду" источник в "Аэрофлоте", выявлено даже использование контрафактных деталей в тормозной системе таких самолетов. "Аэрофлот" тут же снял с линий все 6 имеющихся у него Ил-96-300. Заменить их оказалось нечем, поэтому с понедельника отменены рейсы в Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Финансовые убытки огромны. О престиже и говорить не приходится.
Интересно, как поведут себя в этой ситуации кубинцы? Ведь последним из цехов воронежского завода выкатили только что сделанный Ил-96-300 для Фиделя Кастро. И именно он был выставлен на МАКС-2005 как свидетельство конкурентоспособности на мировой арене нашего авиапрома.