ЧЕРНОЕ СОЛНЦЕ ХАНКАЛЫ

Вчера во многих городах и авиационных гарнизонах России прошли траурные мероприятия в память о 115 солдатах и офицерах, погибших 19 августа в катастрофе вертолета Ми-26 под Ханкалой. С утра по телеэкранам под траурную мелодию медленно полз список фамилий тех, кому в тот черный день не суждено было долететь до аэродрома назначения. Через несколько часов в скорбный перечень пришлось вносить изменения. Вчерашним утром в ростовском военном госпитале скончался от ран 116-й - сержант контрактной службы Владимир Хрущев.

А накануне президент России Владимир Путин лично заслушал доклад начальника Генштаба Анатолия Квашнина о мерах, которые намерены принять военные, чтобы впредь избежать столь тяжелых потерь при перевозках личного состава в Чечне. Из принятых решений известно пока три. Экстренно разрабатывается комплекс организационных и технических мероприятий по усилению зоны безопасности вокруг Ханкалы, чтобы обезопасить от бандитских обстрелов вертолеты в самый опасный момент - при посадке, когда машины зависают в воздухе. Кроме того, по распоряжению министра обороны России Сергея Иванова, самые крупные наши военно-транспортные вертолеты Ми-26 отныне не будут использоваться для перевозки пассажиров. И третье: глава оборонного ведомства отстранил от должности командующего армейской авиацией Сухопутных войск генерал-полковника Виталия Павлова. Подчеркнув при этом, что жесткая мера не связана непосредственно с тяжелейшей катастрофой, которую сейчас расследует прокуратура. За что же тогда пострадал опытнейший летчик генерал Павлов, за штурвалом вертолета заслуживший Золотую Звезду Героя еще в Афганистане?
Уж наверняка не за тот развал, который постиг в последние годы нашу боевую и транспортную вертолетную авиацию. Насколько знаю, Павлов, известный своим крутым и независимым характером, неоднократно поднимал вопрос о бедственном положении авиации. Ведь на протяжении ряда лет на закупку новых машин и модернизацию старых ему выделялась мизерная часть от необходимого. Еще в 1991 году, когда новая техника еще только перестала поступать в войска и связанные с этим несчастья военных вертолетчиков только начинались, на заседании главкомата Сухопутных войск в присутствии тогдашних статс-секретаря - заместителя министра обороны Андрея Кокошина и начальника Генштаба Михаила Колесникова командующий пошел на беспрецедентный шаг. Он заявил Кокошину, отвечавшему в Минобороны за взаимодействие с оборонной промышленностью: "В первую очередь вы виновны в таком состоянии армейской авиации, а во вторую - я как ее командующий". Тогда ему пообещали, что со следующего года поставки новой техники в ведомство Павлова резко возрастут. Теперь известно: за все минувшее десятилетие поступили крохи.
Остается предположить: главное, что вменяется генералу Павлову в вину, - вопиющие нарушения в организации полетов, которые вроде бы на плохое финансирование не спишешь. Действительно, если бы на борту разбившегося Ми-26 было бы, как положено по инструкции, не более 82 пассажиров, а не полторы сотни, как в роковом полете, - потерь тоже оказалось бы вдвое меньше. Мало того. С июня 1997 года действует приказ министра обороны номер 225, которым вообще запрещено возить на вертолетах типа Ми-26 каких-либо пассажиров,кроме лиц, сопровождающих размещенный на борту груз. Почему же желающих лететь в Ханкалу на аэродроме в Моздоке набилось как сельдей в бочке и вертолет они брали едва ли не штурмом? Все потому же: не хватает в армии "вертушек" типа Ми-8, которыми, оказывается, только и положено возить людей. А деньги у тех, кто возвращался к месту службы в Чечню из отпусков и командировок и несколько дней из-за непогоды ждал в Моздоке оказии, наверняка кончались. Бесплатную кормежку у нас теперь нигде не предлагают. Тут, скорее всего, и пошло в ход: "Командир, войди в положение..."
Теперь Павлову могут припомнить и другую трагедию, которая стала тоже вопиющим нарушением всех летных инструкций. 7 мая нынешнего года в Горном Алтае при заходе на посадку на ледник зацепился винтом за снежный гребень и разбился вертолет Ми-8 Бердского отдельного вертолетного полка. Управлявший машиной заместитель командира полка подполковник Александр Бухаров, пилот подполковник Сергей Ивашенков и борттехник майор Вячеслав Юрьев погибли. А с ними и 8 пассажиров. Тут-то и выяснилось, что пассажиры те были известными новосибирскими предпринимателями и студентами, увлекавшиеся сноубордингом. И военные вертолетчики из Бердска катали их не в первый раз, оформляя полет как учебно-боевой.
Тогда тоже, не дожидаясь результатов следствия, министр обороны тоже отстранил от должности командующего армейской авиацией Сибирского военного округа полковника Анатолия Лукьяненко и командира Бердского вертолетного полка полковника Александра Чибескова. Следователи по следам той трагедии работают до сих пор и по крайней мере в одном их выводе заранее можно не сомневаться: богатых сноубордистов в горы вертолетчики возили за немалые деньги. Вот только поговаривают, что командование полка клало их вовсе не в собственный карман, - о каждом полете знает не только полк, поэтому такое лихоимство было бы прямо-таки безрассудным. А вот потратить неправедно заработанное на правое дело - закупку керосина для полетов - это, возможно, следователи и "поняли" бы, если бы не гибель людей. А что? В нашей армии всегда едва ли не главным достоинством командира считалось умение "крутиться". Направить на завод на черную работу десяток-другой солдат, а взамен получить пластик для оборудование казармы к смотру - обычное дело. Да и спирт, положенный почти в каждой части для обслуживания боевой техники, самой-то технике никогда почти и не достается. Потому и называется "универсальной валютой"...
Так что генералу Павлову, не сомневаюсь, за катастрофу под Ханкалой достанется по первое число. Ему одному?