ЗРИТЕЛИ ВЫБИРАЮТ ДОБРОЕ КИНО

Руководители телеканалов любят ссылаться на рейтинги. Мол, вы, критики, можете сколько угодно

Руководители телеканалов любят ссылаться на рейтинги. Мол, вы, критики, можете сколько угодно ругать западные боевики, но зритель-то их, дескать, смотрит! Да, смотрит, но зачастую только потому, что альтернативы многочисленным триллерам и детективам, заполонившим телеэкран, попросту нет. Схожая картина наблюдается и в кинопрокате, где доля зарубежного кино составляет нынче 93 процента. А зрительские симпатии на самом деле принадлежат "другому" кино. Это выяснилось в результате социологического опроса, проведенного фондом "Общественное мнение".
Его результаты по-своему сенсационны. Оказывается, доля любителей российского кино растет год от года. Если в 1998 году поклонники отечественного кино составляли 57 процентов, то нынче - уже 65 процентов, в то время как доля любителей зарубежного кино стабильно "замерзла" на отметке всего 8 - 9 процентов. Зарубежные фильмы не нравятся зрителям однообразием сюжетов ("американская штамповка"), обилием секса и насилия ("в иностранных фильмах нечего смотреть - одна эротика и убийства"). Вряд ли эти экспрессивные оценки стоит распространять на все американское кино - в нем ежегодно создается немало шедевров, речь идет о той массовой культуре, которую предлагают нашим зрителям расторопные кинодистрибьютеры.
Еще одна цифра к размышлению: оказывается, стабильно возрастает доля респондентов, предпочитающих "старое", то есть доперестроечное кино. Если три года назад его готовы были смотреть 54 процента опрошенных, то нынче - уже 63 процента зрителей. Вряд ли в этом предпочтении сказывается ностальгия народа по социалистическому прошлому (на этом сделали акцент только 2 процента опрошенных), скорее - тоска по светлому, доброму, пусть даже утешительному, но не жестокосердному искусству, каковым оно зачастую бывает сегодня. Респонденты прямо говорят, что доперестроечное кино правдоподобнее, реалистичнее (17 процентов), ближе к нашему менталитету (16 процентов), гуманнее (13 процентов)...
Словом, результаты опроса дают повод серьезно задуматься над тематическими, жанровыми приоритетами и создателям фильмов, и прокатчикам, и людям, определяющим кинополитику на ТВ. Будут ли извлечены из них необходимые уроки - вот в чем вопрос.