Руководители телеканалов любят ссылаться на рейтинги. Мол, вы, критики, можете сколько угодно
Руководители телеканалов любят ссылаться на рейтинги. Мол, вы, критики, можете сколько угодно ругать западные боевики, но зритель-то их, дескать, смотрит! Да, смотрит, но зачастую только потому, что альтернативы многочисленным триллерам и детективам, заполонившим телеэкран, попросту нет. Схожая картина наблюдается и в кинопрокате, где доля зарубежного кино составляет нынче 93 процента. А зрительские симпатии на самом деле принадлежат "другому" кино. Это выяснилось в результате социологического опроса, проведенного фондом "Общественное мнение".
Его результаты по-своему сенсационны. Оказывается, доля любителей российского кино растет год от года. Если в 1998 году поклонники отечественного кино составляли 57 процентов, то нынче - уже 65 процентов, в то время как доля любителей зарубежного кино стабильно "замерзла" на отметке всего 8 - 9 процентов. Зарубежные фильмы не нравятся зрителям однообразием сюжетов ("американская штамповка"), обилием секса и насилия ("в иностранных фильмах нечего смотреть - одна эротика и убийства"). Вряд ли эти экспрессивные оценки стоит распространять на все американское кино - в нем ежегодно создается немало шедевров, речь идет о той массовой культуре, которую предлагают нашим зрителям расторопные кинодистрибьютеры.
Еще одна цифра к размышлению: оказывается, стабильно возрастает доля респондентов, предпочитающих "старое", то есть доперестроечное кино. Если три года назад его готовы были смотреть 54 процента опрошенных, то нынче - уже 63 процента зрителей. Вряд ли в этом предпочтении сказывается ностальгия народа по социалистическому прошлому (на этом сделали акцент только 2 процента опрошенных), скорее - тоска по светлому, доброму, пусть даже утешительному, но не жестокосердному искусству, каковым оно зачастую бывает сегодня. Респонденты прямо говорят, что доперестроечное кино правдоподобнее, реалистичнее (17 процентов), ближе к нашему менталитету (16 процентов), гуманнее (13 процентов)...
Словом, результаты опроса дают повод серьезно задуматься над тематическими, жанровыми приоритетами и создателям фильмов, и прокатчикам, и людям, определяющим кинополитику на ТВ. Будут ли извлечены из них необходимые уроки - вот в чем вопрос.