В ПОИСКАХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ "КЛУБНИЧКИ"

Шокировали меня, да и, полагаю, многих зрителей две "картинки" воскресного эфира, после того как все крупнейшие каналы в течение прошедшей недели по многу раз касались темы десятилетия августовского путча. В глазах стояло людское море возле Белого дома-91 - и кучка тех, кто пришел туда отметить десятую годовщину того знакового события.

Этот контраст, который, увы, нельзя объяснить какими-либо объективными, скажем, погодными, условиями (напротив, десять лет назад все три августовских дня дождило, а сейчас светило ласковое солнышко), подталкивал к размышлениям, к осмыслению. А этого-то и не было в подавляющем большинстве программ. Хотя, казалось бы, нельзя упрекнуть каналы в пренебрежении к теме или недостаточном старании. Мало того, именно к этой дате приурочили свое возвращение из отпусков наши ведущие телеаналитики В.Познер (ОРТ), Н.Сванидзе (РТР), Е.Киселев (ТВ-6).
Уже в программах, вышедших до воскресного дня, можно было обратить внимание на то, что почти все они сделаны по одному образцу. В основном мемуарному. Телевизионщики не ленились снова и снова возвращаться к фактам и фактикам тех трех дней. Причем давали их не в форме документального подтверждения объективных обстоятельств, а в виде воспоминаний разных, чаще всего пристрастных участников событий.
Второе, на что внимательный зритель, несомненно, обратил внимание, - это склонность авторов к детективной трактовке обстоятельств. Создателей программ больше всего интересовали такие темы, как несостоявшийся штурм Белого дома (предполагался ли он, был ли отдан приказ, когда, кому - и почему не был исполнен?), возможный арест Ельцина (почему не взяли его в аэропорту по прибытии из Казахстана или на даче сонным?), двойная игра генералов-десантников П.Грачева и А.Лебедя (тут смаковалось участие первого в составлении основных документов ГКЧП и приказ на штурм Белого дома, полученный вторым).
В поисках политической "клубнички" Н.Николаев в "Независимом расследовании" (ОРТ) пытался было доказать участие М.Горбачева в планах путчистов. Понятно, что "расследование" рассыпалось, все свелось к очередной порции "воспоминаний" гэкачепистов. Вообще - и это третье общее качество программ, посвященных августу 91-го, - произошел странный исторический перекос: в эти дни "главными героями" в телеэфире неожиданно стали участники неудавшегося переворота. Г.Янаев, В.Павлов, О.Шенин, их подельники буквально не сходили с экранов разных каналов.
Вместе с тем Горбачев, Ельцин, другие представители противоборствующей стороны присутствовали в основном в кадрах старых съемок. Их нынешнего взгляда на коллизии десятилетней давности телезрители так и не узнали. И это нельзя объяснить какими-то объективными обстоятельствами. Хотя бы потому, что в газетах и на радио узник Фороса высказывался довольно активно.
Гранды нашей телепублицистики недалеко ушли от общего уровня.
"Три дня в августе" Евгения Киселева (ТВ-6) стали калькой со "Второй русской революции" (Би-би-си): развитие событий выстроено с помощью отдельных высказываний реальных их участников, в основном видных политиков. "Говорящие головы" сообщают нам факты, которые почти всем интересующимся известны уже десять лет.
"Жаркий август 91-го" Николая Сванидзе в отличие от других программ содержит хотя бы сенсационные признания П.Грачева в том, что тот активно работал на ГКЧП. "Лучший министр обороны", который уже давно не дает никаких интервью, такими откровениями невольно подложил себе свинью...
И только, пожалуй, во "Временах" Владимира Познера, где обошлись без путчистов и дешевых сенсаций, шел разговор не только о трех днях августа-91, но и о десяти годах, прошедших после них. Тележурналист пригласил к себе таких разных людей, как писатель А.Проханов, экономист Г.Попов, режиссер А.Кончаловский, и в их свидетельствах обнаружились итоги пережитого обществом - гражданские, социальные, личностные.
Тот же "вывод" из случившегося десять лет назад можно было обнаружить в "Августе несбывшихся надежд" и "Верстах" - двух программах ТВЦ. Причем последняя передача была в свое время сделана совсем на другую тему - о тех беженцах и вынужденных переселенцах, наших соотечественниках, что оказались за рубежами России. Поставленная в эфир юбилейных дней, она пронзительно-остро сказала о распаде великого государства, - что стало тоже драматическим итогом того самого Августа.