БАБА ДУНЯ СТРОИТ ЦЕРКОВЬ

С семейством Лыковых читатели "Труда" познакомились три года назад: тогда я рассказал, как за стол и кров "нанимался" сенокосчиком к пенсионерам деду Никите и бабе Дуне, волею судьбы вынужденным воспитывать осиротевшую внучку Наталку. Нынче решил проведать стариков, убедился: живы! И это - главная радость сегодня для них и Наталки. Для меня - тоже.

Время, пробежавшее с нашей последней встречи, обогатило Лыковых серебряными нитями проседи, не дав им другого материального богатства. Живут, как многие сегодня в деревне, от пенсии до пенсии. Деньги нередко задерживают, а все же дают стабильнее, чем зарплату в сельских учреждениях.
Надеются Лыковы только на себя и огород. Зато в огороде - все, чего душа пожелает: огурцы и помидоры - это обычное, баклажаны и болгарский перец - экзотика, а вот дыни и арбузы - невидаль на байкальском берегу. Самое примечательное, что растут они без всяких теплиц. Один секрет у бабы Дуни: все высаживает рассадой, а "бахчу" разбила на теплой навозной гряде.
Проведать Лыковых довелось в страдную пору. Легко сравнить, что было тогда и теперь. Помощников на покос старики по-прежнему привлекают и платят им деньгами, как раньше. Только "праздничные ежедневные обеды" баба Дуня резко сократила. "Им (мужикам то есть) хоть кол на голове теши: все думают: если кормят, значит, и бутылку должны поставить!" И дело не в скаредности, просто жизнь стала тяжелее, а пьянство - отчаяннее. Так баба Дуня с деревенским алкоголизмом борется. А силы черпает в вере.
Года два назад, в канун Рождества, ей было видение: приснился необычный сон. Будто она во двор вышла, а навстречу - Христос. И светло вокруг, и радостно. И говорит Иисус: "Церковь, порушенную на этой земле, надо восстановить".
Баба Дуня - крещеная с детства. Потому без сомнений взялась выполнять святой наказ. Почти два года ушло на то, чтобы пройти - не раз, не три, а более - по всем инстанциям, от епархиального управления до областной администрации. Зато теперь в их деревне открыт приход Рождества Христова, с уставом, печатью - как положено официально зарегистрированной религиозной организации. Районная администрация выделила православным - безвозмездно на десять лет - половину здания бывшего райпотребсоюза, приказавшего долго жить. Батюшка сюда наезжает из областного центра раз в неделю: крестит, освящает, проводит службы.
...С сенокосом Лыковы с помощниками управилось дней за десять. Ничего тут особенного не случилось, если не считать неурожая: засуха присушила траву, все сено вошло в две машины, набитые, правда, "под завязку". Остальное повторяется из года в год: косы, грабли, валки, копны, тучи, гонимые то култуком, то баргузином, азарт и усталость.
Усталость, после того как сено заняло законное место на сеновале, по традиции решили смыть водкой. Здесь уже бабка не возражала: кончил дело - выпей, коли душа просит. Но меру знай! Мерка - по сибирско-российским стандартам - вышла небольшой: две пол-литры на шестерых - это только губы смочить. Но ввечеру дед устроил скандал.
Причина для горожанина покажется безделушкой: уже программа "Время" кончилась, а корова Майка не пришла домой. Дед - за руль старенького "жигуленка": ехать искать кормилицу! Бабка за дедку: не пущу пьяного! Остановили его обещанием поехать на поиски с трезвым соседом. Но корова пришла сама. Так о чем скандалили?
Дело в том, что на поиски кормилицы дед Никита рвался не случайно: нынешней весной у Лыковых на выпасе подстрелили бычка. Хорошо, что соседи спугнули бандюг, старики успели хотя бы мясо сохранить для себя. Но это ж одно название "сохранить": в деревне, даже и голодая, не будут скотину в жару резать, мясо пришлось срочно продавать, не "по цене", а лишь бы сбыть... На зиму Лыковы остались ни с чем.
А тут еще подскочили цены на бензин. Литр 93-го стал стоить на рубль дороже. А дед считает -на десять! Минут пять мы препирались, пока я не понял деревенской арифметики. "Ты пойми, чудак-человек, - втолковывал мне Никита Михайлович. - На машине никто по литру не берет. Заправляют, так уж десять сразу! Значит, и подорожал на десять". Толковать-то толковал, а когда заехали на заправку, залил своей железной лошадке только пять литров. Заметил мой взгляд, приклеившийся к счетчику бензоколонки, и сказал виновато: "Скоро, паря, пешком ходить будем..."
Автобус деду тоже не по карману - 70 рублей до города. Но то ли люди добрее становятся, то ли меняется что в подлунном мире? Одним словом, картина такая была. Тормознули автобус мальчишки с ведерками, просят:
- Возьмите до Осиновой?
- За пятерку довезу! - шофер отвечает.
- У нас нет денег, совсем нет...
Водитель, довольный собой, разрешает: - Садитесь уж...
На перевале, в традиционном для отдыха месте, автобус остановился. Я уставился в вывеску, которой прежде не было: "Сауна "Пивной рай"". Видимо, предприимчивые ребята, торгующие здесь шашлыками, решили расширить свой бизнес: летом Байкал притягивает туристов, которые денег не жалеют. Завидуют туристы людям, живущим здесь, - как в раю. Невдомек им, что в двух шагах от "Пивного рая" - привычные наши земные заботы.