«Три сестры» заглянули в VR-пространство. Пока – на полчаса
Девиз чеховского героя Кости Треплева – «нужны новые формы» – нынче для театрального искусства вдвойне актуален: во-первых, у Чехова юбилей, во-вторых в самоизоляцию оказалось просто жизненно важным учиться взаимодействовать со зрителями необычными способами. Что вы скажете, например, о возможности создать спектакль в формате 360 VR, то есть виртуальной реальности с полным круговым охватом поля действия? Именно в нем на стриминговом сервисе Lookport прошла недавно премьера театра «Практика» – «Три сестры. Финал».
Собственно, единичные постановки в формате виртуальной реальности появлялись в России и раньше (например, «Клетка с попугаями» Максима Диденко, «Я убил царя» Михаила Патласова). Но до сих пор зрители видели их только в театре или специальном помещении, в VR-очках и наушниках.
А вот «Три сестры. Финал» оказались первым отечественным спектаклем виртуальной реальности, который можно смотреть из дома, причем даже без хитрых VR-принадлежностей.
Оказывается, технология 360 VR хорошо подходит для создания постановок на самоизоляции (единственный минус – недешевая аппаратура): актеры могут снимать себя сами из дома, и при этом передвигаться, а не сидеть «приклеенными к экрану», как в zoom-постановках. А после все их работы монтируются в единое целое.
Идея видеопроекта «Три сестры. Финал» зародилась весной, когда за виртуального зрителя приходилось буквально бороться, потому что бесплатные трансляции сделали доступными спектакли всех лучших театров мира. В театре «Практика» возник вполне конкурентноспособный план: зрителям предложили самим путем голосования выбрать из предложенного списка актеров, режиссера и пьесу для трех будущих спектаклей. А главное, смогли ответить на «звездные» зрительские запросы вполне достойным результатом.
Начнем с того, что в «финалисты» среди драматургов попал Чехов – итог, впрочем, неудивительный: согласно недавним исследованиям ГИТИСовской Лаборатория будущего театра, именно Антон Павлович более всего популярен в репертуаре российских независимых театров, принося, как считается, гарантированный успех.
Постановку, по желанию зрителей, осуществлял мхатовский режиссер Михаил Рахлин, известный своей работой «на стыке форматов» (спектакль «Веселые времена» по культовому голливудскому фильму «Ниночка»). И его получасовой видеопроект получился по-чеховски тонким. С нежного лица Ирины (Юлия Хлынина) не сходит выражение мучительного недоумения: она только что попала в водоворот взрослой жизни и теперь пытается понять, почему все идет не так, как она себе намечтала в юности. Ольга (Нелли Уварова), наоборот, уже убедилась, что отнюдь не все зависит от самого человека. «Я не хотела быть начальницей и все-таки сделалась ею. В Москве, значит, не быть...» – говорит она с насмешливо-горькой улыбкой. Маша (Марьяна Спивак) в начале действия, кажется, готова бросить судьбе вызов, но в конце, как и Ольга, смиряется с происходящим.
Неожидан в роли Кулагина Алексей Розин (любопытно, что в спектакле они со Спивак вновь, как и в известном фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь», играют супругов). Внешне он больше напоминает купца, чем школьного учителя – с окладистой бородой, расчетливым взглядом. И, кажется, владеет ситуацией лучше остальных персонажей. Интересны актерские работы Евгения Стычкина (Тузенбах), Вениамина Смехова (Чебутыкин, Ферапонт), Алексея Золотовицкого (Андрей), Анатолия Белого (Вершинин), Светланы Колпаковой (Наташа)…
Режиссер уже ищет спонсоров для того, чтобы создать полную версию «Трех сестер». Пожелаем удачи. Хотя трудно отделаться от мысли, что даже самой совершенной виртуальной реальности вряд ли суждено заменить зрителю живое представление в живом театре…