Литературный обзор
Советские типовые застройки при ближайшем рассмотрении легко переигрывают «шедевры» архитекторов-постмодернистов. Детские сказки давно забытого писателя возвращают его чуть ли не в классики. А шокирую-щие выходки питерской группы всякий раз вызывают нервный интерес публики. Впору воскликнуть (и в который уже раз!): «И куда только катится этот мир?»
Сергей Чобан, Владимир Седов «30:70. Архитектура как баланс сил»
Здесь два в одном, точнее, под одной обложкой: и краткий курс истории европейской архитектуры с античности до наших дней, и политический манифест. В своих рассуждениях практикующий архитектор (Чобан будет возводить новое здание Третьяковки в Лаврушинском) и защитник старой Москвы от новомодных агрессивных сооружений всеми силами стараются быть объективными. Но это у авторов плохо получается — скорее они выступают с контрреволюционных для профессионалов позиций. Им, видите ли, важно общее настроение в городе и «душевная теплота» (сразу так и видятся усмешки практиков, чей бизнес — бесконечное уплотнение и расширение Москвы). Если верить авторам, то занимающая 70% столичной площади типовая застройка милее глазу и сердцу, чем авангардистские здания. А сколько потерял город в связи с тем, что из оформления исчезли детали в виде орнамента! «Если в архитекторе остался только конструктор и изобретатель формы, то куда пропал художник?» — вопрошают авторы, иллюстрируя свои труды фантазийными рисунками Чобана. Что построит он сам — посмотрим.
Максим Семеляк «Ленинград»
«Невероятная и правдивая история» скандально знаменитой группы писалась без напряга: автор и главный герой — друзья почти 20 лет. А проиллюстрировать сей труд оказалось и того проще: автор просто бросил клич в Сети. И та принесла знатный улов. Фото — чуть ли не на каждой странице, включая и снимок с первого концерта четырехлетнего Сережи Шнурова в коротких штанишках. Конечно же, фирменный задиристый тон присутствует в каждом абзаце. Но за оголтелостью, идиотическими байками и драйвом ради драйва чувствуются завидная жилистость и сила. Шнуров — человек четкий. Дважды разгонял и вновь собирал группу под лозунгом «Снова живы для наживы!». «То, что не продается, на фиг не нужно» — эту нехитрую мысль Шнур преподносит в более крепких выражениях. Но только ли стебом можно объяснить успех группы, без видимых усилий собирающей стадионы? Перемежающуюся хитами «Ленинграда» аудиоверсию книги ее главный герой не приветствует, но на снятый по ней мультфильм согласен. Шоу не кончается.
Наталья Старосельская «Каверин»
Очень личная, местами исповедальная книга, в которой театральный критик, биограф Георгия Товстоногова и Кирилла Лаврова открывает для себя забытого советского писателя. Каверин в этой книге — личность цельная. Не предал Михаила Зощенко, когда того травили по наводке партии собратья по перу. Защищал Синявского и Даниэля, отказался подписать письмо против Пастернака. Написал «Эпилог», где с предельной откровенностью рассказал о себе и окружении, не пожалев никого. Вот, скажем, характеристика Николая Тихонова: «Его жизненной задачей стала необходимость убедить себя в том, что он думает действительно то, что говорит». А это о Константине Федине: «Истасканная компромиссами холодная душа». После того как тот запретил публикацию солженицынского «Ракового корпуса», Каверин открыто заявил ему об отказе в дружбе. Обаяние каверинской прозы столь велико, что автор цитирует ее огромными кусками. Вениамин Зильбер, позаимствовавший псевдоним Каверин из пушкинского «Евгения Онегина», отлично владел словом и помимо «Двух капитанов» оставил нам замечательные сказки и около десятка мемуарных книг.