Подозреваемых в аварии ракеты «Протон-М» проверят на детекторе лжи. «Труд» поинтересовался, кого еще можно допросить таким способом
Подозреваемых виновников аварии ракеты «Протон-М» проверят на детекторе лжи, сообщил в «Твиттере» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Что называется, прилетели! А кого еще можно направить на допрос с пристрастием?
Михаил Леонтьев, тележурналист
— Проверка на детекторе лжи как обязательная процедура уместна по отношению к госслужащим. Но лучше не детектор лжи, а химические препараты. Детектор можно обмануть, а против химии не попрешь. Уверен, что все, кто идет служить государству, должны быть готовы в острых случаях добровольно проверяться на детекторах или с помощью безвредных химикатов. Это из разряда «за все надо платить».
Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора»
— Детектор ни в коем случае не является доказательством по делу — он выступает как нечто вспомогательное. К тому же исследование на полиграфе проводится только с согласия подозреваемого. Со стопроцентной достоверностью прибор не работает. Есть и методики обхода полиграфа. Всего уместнее его применять в ситуации прямых вопросов субъективного характера: «Принимаете наркотики?», «Вы украли эту сумку?» В делах подготовки запуска космических аппаратов много объективных научных данных, на них и надо опираться. А так, как это предложил вице-премьер, попахивает кустарщиной.
Евгений Цаплин, курьер
— Я бы предложил пройти такую процедуру чиновникам из района, где я живу. Недалеко от нашего дома за последние полгода раза четыре рыли и закапывали одну траншею. В одном и том же месте. И четырежды что-то там меняли: то ли кабель, то ли трубы. Интересно было бы узнать, куда пошли деньги за такую эпопею. Откуда эти деньги, я догадываюсь: из наших налогов.
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации
— Слова Рогозина — от отчаяния или для пиара. В случае с ракетой нужно проверять работников служб контроля, там их аж трое. Едва ли дело в злом умысле — скорее причина в некомпетентности или разгильдяйстве. А такие вещи не полиграфом ловятся. Здесь системные проб-лемы выплывают, а это уже серьезнее. Я бы употреблял этот аппарат в крайних случаях. Есть еще всякие медикаментозные «сыворотки правды». По факту они используются, хотя запрещены. Опасная штука: человек говорит все подряд, даже то, о чем его не спрашивали.
Геннадий Петров, водитель
— Полиграф может разоблачить работягу, но что с него взять? А вся цепочка ответственных лиц настолько велика и сложна, что никакой полиграф в ней не разберется. Даже у нас в автохозяйстве порой концов не найти, что уж говорить про космос!