"И ГОЛОС МУЗЫ ЕЛЕ СЛЫШНЫЙ..."

Известно, что Петербург задумывался и создавался Петром Великим как город европейский, столичный. Все должно было быть здесь прекрасным по замыслу царя-преобразователя. И дворцы, для строительства которых приглашал он лучших архитекторов своего времени, и прямые лучи улиц, проспектов, и многочисленные каналы. И, конечно, люди, его населяющие, - их вид, манеры, язык...

Замысел удался. 300 лет стоит на Неве Петров град - один из красивейших городов страны. "Северная Пальмира" - часто называют его, а еще - "культурная столица".
Классик утверждал: "Первый признак культурного человека - владение родным языком". Петербург в этом отношении всегда служил для соотечественников эталоном. Как сейчас обстоят дела с письменной и устной речью петербуржцев? Моим гидом в далеком и совсем еще недавнем прошлом "петербургского языка" согласился стать заместитель директора Института русской литературы (Пушкинский дом) доктор филологических наук Владимир КОТЕЛЬНИКОВ.
- Владимир Алексеевич, откуда пошло само это понятие - "петербургский язык"? - спросила я у него.
- История вопроса - в истории города. Строили его в начале ХVIII века, как известно, служивые люди, приглашенные Петром со всей России. Наиболее способных из них Петр отправлял учиться за рубеж. Те обучались там специальности, а заодно осваивали европейские языки. В то же время, из-за рубежа по приглашению российского царя в Петербург приезжало много иностранных мастеров. Вот из этой общности "своих" и "чужих" и создавалась "исконно петербургская речь". Я бы охарактеризовал ее как во многом заимствованную. В частности, заимствовались иностранные слова. В тот период многие из них были совершенно необходимы (например, корабельная терминология в нарождающемся российском флоте, военная - в армии), ложились, что называется, на приготовленную почву, не разрушая нашего родного русского языка.
К началу ХIХ века в Петербурге сильно развился канцеляризм. Город-то был столичный, чиновников много. От них канцеляризм проник в разговорный язык, стал преобладать в общении между людьми среднего класса. Много позже, в середине ХХ века, на нем заговорила и Москва, вернувшая себе столичные функции. "Петербургского языка" как такового давно уже нет...
- Он формировался в ХVIII веке, совершенствовался в ХIХ, а к началу ХХI каким, на ваш взгляд, предстал?
- Ситуацию и с устной речью, и с письменной в нашем городе я бы охарактеризовал как глубоко кризисную. Причина кризиса - в массовом падении культуры. Негативную роль, считаю, сыграли в этом телевидение и другие средства массовой информации, а также голливудские фильмы, заполонившие наш экран. Со страниц газет, с теле- и киноэкранов на нас в последние годы обрушился преимущественно язык улицы - примитивный, грубый, засоренный словами-паразитами.
- Поэта Серебряного века Алексея Лозину-Лозинского восхищало в городе все, даже "лес фабричных труб, дымящих, черных, статных... ". В своей любви к Северной Венеции признавались многие литераторы, жившие и творившие здесь, среди которых - Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок, Набоков, Ахматова. Их творчество не могло, наверное, не повлиять на "общий строй речи" петербуржцев.
- Того же Блока его современники довольно долго не понимали и не принимали. Для Пушкина образцом с точки зрения стилистики являлся Соболевский - ныне хорошо забытый литератор первой половины ХIХ века... Тут мы касаемся проблемы взаимодействия литературы и той языковой среды, с которой она непосредственным образом имеет дело. Литература, безусловно, влияет на язык, но язык на литературу - в еще большей степени! Но есть писатели-современники, которые сознательно выбирают из всего многообразия диалектов самые уродливые, специально идут на огрубление языка, уродование, чтобы таким образом "сблизиться с народом". Происходит смена носителей литературного языка. Если вплоть до начала ХХ века таковыми были дворяне, то затем их сменили разночинцы - достаточно образованные люди, которым, однако, не всегда было дело до такого рода культурных ценностей, как язык и его традиции, их больше интересовала идеология. То, как идея оформлена, подана, они ставили всегда на второе, а то и на третье место. Ну а если язык топорный, то и получаешь топор в руки, а не мысль в голову...
После революции 1917 года разночинцев как носителей русского языка сменили представители еще более низкого социального слоя.
- Да ведь они в большинстве своем были неграмотными!
- И тем не менее диктовали свои правила, обратили в свою "языковую веру" писателей. Вспомните произведения Андрея Платонова или Михаила Зощенко - в век Пушкина и Тургенева они бы ни за что "не прошли"... То, что сейчас происходит с нашим языком, - это не отступление от норм. Их надо, конечно, соблюдать. Но ошибки поправимы и не влияют на культуру речи как таковую. Мы по-прежнему говорим на русском. Другое дело, что в нем появились такие выразительные средства, которые раньше были просто немыслимы.
Самое наглядное проявление - мат на страницах художественной литературы, использование в печати и на радио, телевидении уголовной терминологии. Происходит то, что в филологии, лингвистике называется "потерей речевого лица". Что имеется в виду? Прежде всего то, какие слова находит человек для выражения своих чувств и какие чувства связаны у него с этими словами. Проблемы языковой культуры беспокоят в Петербурге многих специалистов. За последние три года проведено больше двух десятков "круглых столов", научных конференций и семинаров. Прошел конкурс среди телеведущих города. Подавляющее большинство конкурсантов, в числе которых были популярные ведущие местных телевизионных каналов, как выяснилось, путают значения однородных слов, склонения, ударения...
Самое грустное, что среди тех, кто является носителем заведомо неправильных слов, - члены городского правительства, депутаты Законодательного собрания. То есть люди, которых называют "лицом города".
- Будь моя воля, я бы прежде, чем выдавать удостоверение тому или иному кандидату на депутатский мандат или место в администрации, отправлял его на курсы грамотности, - говорит председатель постоянной комиссии городского Законодательного собрания по науке, культуре и образованию депутат Леонид Романков. - Если власть имущие будут позволять себе вольно обращаться с родным языком, то чего ждать от рядовых граждан?..
Нельзя забывать, что довольно долго в стране активно культивировалось недоверие к представителям интеллигенции. Вплоть до того, что человек, который говорил правильно, мог вызывать отторжение у обывателя. Интеллигенции пришлось приспосабливаться, подражать "низам". В результате произошло размывание норм. Язык не очень грамотной, но успешно сделавшей карьеру части населения принимался за образец. Чинопочитание - вообще бич России. Вот только один, достаточно "свежий" пример. Когда СССР возглавил Михаил Сергеевич Горбачев, вся страна стала повторять вслед за ним (с неправильным ударением) - "н ачать", "угл убить", "форм ировать"...
Если бы не "одинокие хранители веры", как писал Николай Гумилев, не редкие островки истинной интеллигенции, мы бы давно потеряли русский язык во всей его глубине и богатстве. Благодаря этим "питерским островкам", считаю, мы сохранили культуру в целом. Одно из свидетельств: в Петербурге 20 официально зарегистрированных организаций, выступающих в поддержку культуры.
- Вы сказали: "питерским". Филологи считают данное слово "низким слогом", не рекомендуют произносить его в публичных выступлениях, коими являются и газетные публикации.
- Язык не есть нечто застывшее. Он меняется вместе с жизнью, что-то отторгая, а что-то принимая, впитывая, благодаря этому обогащаясь. Так происходит с заимствованиями из других языков. То же - с просторечными словами.
Вспоминаются строки Анны Ахматовой: "А вокруг этот город Питер, /Что народу бока повытер, / Как народ тогда говорил".
"Питер" - так называли для краткости тогдашнюю российскую столицу разночинцы, революционно настроенное студенчество. Представители знати Петербурга какое-то время сопротивлялись, а потом и сами, желая показать себя демократами, стали говорить так же. Вот и прижилось. В настоящее время, мне кажется, куда большее беспокойство должно вызывать массовое привнесение в публичную речь вульгаризмов "из языка улицы". Не могу сказать, что он так уж однозначно плох. Владимир Маяковский, например, использовал его в своей поэзии. Но, конечно, явно снизилась требовательность к тому, как мы говорим и пишем. А ведь слова формируют наше мышление.
... Со многими учеными, преподавателями вузов, литераторами и общественными деятелями говорила я о причинах огрубления и опрощения родной речи. Среди главных называли все неблагополучную ситуацию со школьным образованием. На родной язык и литературу в средних учебных заведениях отводится нынче так мало часов, что "успеть бы освоить алфавит".
За возвращение этим предметам прежнего статуса "наиважнейших" в программе обучения детей выступают члены сразу нескольких петербургских общественных организаций, созданных в поддержку культуры.
Вопрос в том, насколько может быть действенна их работа. Можно долго обсуждать ту или иную неблагополучную ситуацию, принимать правильные решения. Но ведь, издав декрет, правильно говорить не заставишь.
"Язык - это элемент культуры. А принудить быть культурным нельзя".
Даниил ГРАНИН, писатель.
"Из учебной программы общеобразовательных школ изгоняют классическую русскую литературу, сокращают часы на изучение родного языка. На какое поколение мы можем после этого надеяться?"
Николай СКАТОВ, директор Пушкинского дома.
"Очень не люблю, когда ведущие на радио и телевидении неправильно произносят слова или используют блатную лексику. Надо за это наказывать. Три раза ошибся - уволен!"
Игорь ДМИТРИЕВ, народный артист СССР.