И ЧТОБЫ УШИ ТОРЧАЛИ

С 1 августа граждан седьмой части суши, жаждущих попасть на непродолжительное время в Америку по казенной необходимости или "душу поразвеять", ждут дополнительные испытания. Получение права на въезд россиян в США, о чем уже извещал "Труд", превратилось в дотошливо детализированную процедуру с массой обязательных условий, которым должны соответствовать соискатели визы.

Теперь и тем, кто вовсе не желает эмигрировать в Америку, предстоит пройти собеседование с глазу на глаз с сотрудником консульского отдела посольства США. Правило вроде бы не распространяется на тех, кто "стар и млад", кому до 16 и после 60. А также на командированных, имеющих право на дипломатическую или служебную визу. Однако еще не факт, предупреждают в посольстве, что из этого исключения не будет сделано исключения. Для того, чтобы вас успели досконально проверить, рекомендовано подавать заявки за шесть - восемь недель.
Забавным новшеством можно посчитать требования к фотографии, прикрепляемой к анкете, которое вступило в силу 22 июля. Глаза на фотографическом портрете должны смотреть прямо, "не вниз и не в сторону", подчеркнуто в инструкции. Лицо в анфас должно при этом занимать не более, но и не менее 50 процентов площади снимка. Важная деталь, как сказано в распространенном посольском пресс-релизе: "Голова заявителя - лицо и волосы - должна быть видна полностью, то есть от макушки до подбородка и до линии волос по бокам". И наконец кульминация: "Желательно, чтобы уши также были видны".
На что это похоже? Отныне для немалочисленной категории российских граждан получить разрешение на въезд в США станет чем-то вроде экзамена на выносливость, как у бегунов на марафонскую дистанцию. Подал заполненное печатными буквами заявление, трижды переснялся, чтобы уши были видны во всей своей индивидуальности, прошел все этапы собеседования и два месяца ждешь соизволения.
Похоже это и на урок по чистописанию в первом классе во времена, когда перо макали в чернильницу-неразливайку. Возьмем пожилую женщину со слабым зрением, пожелавшую посетить любимую внучку: а ну как она перепортит с десяток бланков и скажет, нет, уж лучше дома остаться? Похоже и на экзамен по бюрократическому сопромату: не сумела незамужняя студентка убедить иммиграционного чиновника, что не имеет ровным счетом никаких намерений во время учебы в летнем лагере выскочить замуж за чистокровного янки, - и поедет она совершенствоваться в своем английском куда поближе, в ту же Британию.
Впрочем, может, у страха глаза велики? Сегодня пока еще очереди у здания посольства США на Новинском бульваре не километровые. Да и рано подсчитывать число добровольных отказников, отринувших идею попасть в "крепость Америку". Однако нельзя же поступаться принципами: такая практика едва ли соответствует оговоренной еще в Хельсинкском акте в 1975 году (под которым подписались и США) "свободе передвижения" свободных граждан. И не случайно Смоленская площадь устами Александра Яковенко, директора департамента информации и печати МИД РФ, выразила пожелание получить разъяснения: "Стремление американской стороны идти по пути дальнейшего усложнения своих визовых процедур не может не вызывать сожаления".
Учитывая негласное дипломатическое правило - полная взаимность и адекватная реакция, - интересно будет проследить: ответит ли таким же наращиванием визового барьера российский МИД?