Проблемы преподавания второго школьного "кита" - литературы - также обсуждались парламентариями и профессиональным сообществом в течение последних двух лет. Прошлой осенью для этого специально собирались члены Российского совета по развитию образования (РОСРО) и приглашали к себе известных писателей, литературоведов, литературных критиков, преподавателей филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Участники дискуссий в один голос говорили о том, что русская литература больше, чем просто школьный предмет, она воспитывает нравственность, патриотизм, благородство, свободолюбие и прочие замечательные чувства. Но вот когда зашла речь о конкретном списке предлагаемых к изучению произведений, мнения резко разделились: одним не понравилось, что в программу нового стандарта включен Максим Горький, другие критиковали разработчиков проекта за то, что в нем оказались повести Валентина Распутина... Даже по поводу любовной лирики Александра Пушкина возникли жаркие дебаты, поскольку у каждого оратора были свои любимые стихи на эту животрепещущую тему.
Кстати, у профессуры Московского университета предлагаемый стандарт по литературе нареканий не вызвал - были лишь предложения, так сказать, по мелочам - что-то добавить, что-то сократить. Для того чтобы о предлагаемом стандарте высказалось как можно больше представителей общества, стенограмма заседания РОСРО без купюр была помещена в Интернет.
За восемь месяцев, прошедших с тех пор, проект государственного образовательного стандарта с учетом всех дельных предложений и замечаний не раз подвергался шлифовке. Но и в только что завершившуюся весеннюю сессию Государственной Думы РФ его принять не удалось, как ни старался Комитет по образованию и науке во главе с Александром Шишловым. И тут, как раз в тот момент, когда на всех фронтах, в том числе и школьном, наступило временное летнее затишье, вдруг проснулась группа интеллигентов и обратилась с гневным письмом к министру образования, разбивая в пух и прах проект стандарта по литературе, из которого якобы исключены Ахматова, Пастернак, Мандельштам... "Забвение опасно", - предостерегали Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Фазиль Искандер и другие уважаемые авторы послания. Жаль только, что не заглянули они в список предлагаемых для обязательного и рекомендованного чтения произведений, а то бы непременно обнаружили там и Ахматову, и Пастернака, и Платонова. И Мандельштама, который, кстати, включен в программу впервые.
В общем, недопонимание вышло. Хотя внимание властителей дум к школьному стандарту, пусть и несколько запоздалое, похвально.