- Людмила Леонидовна, не секрет, что долгое время в основном только говорили о том, что надо помогать малому бизнесу, но мало что делали. Лишь немногим из малых предприятий, действовавших в сфере архитектуры, удалось выжить. А как сумела встать на ноги ваша компания?
- Когда я вспоминаю происшедшее за последние десять лет, мне иногда кажется, что все случилось как в сказке, героям которой надо было пройти через огонь и воду. Хотя, конечно же, возникновение нашей компании - это результат сложных социально-экономических процессов. "АРДИК" создавался мною и моим мужем Г.Б. Сысоевым, который до этого работал главным архитектором КамАЗа. Я же первоначально занималась социологией, защитила диссертацию в Институте социологии Академии наук СССР. В 1989 году мужа пригласили работать главным архитектором на московский АЗЛК.
Но вскоре для коллектива этого предприятия наступили трудные времена. Перед нашей семьей встал вопрос: как выжить? И тогда мне и супругу пришла мысль открыть предприятие, которое осуществляло бы выполнение проектных работ. Конечно же, мы рисковали. Но нам повезло. Чутье, жизненный опыт подсказали мужу, что надо начинать с рекламы. Ведь он многие годы работал на КамАЗе, где постоянно приходилось заниматься наглядной агитацией. Этот опыт пригодился, когда 23 июля 1992 года мы приступили к выполнению рекламных щитов. Так было положено начало предприятию.
- Судя по всему, ваша работа со временем перестала ограничиваться изготовлением рекламных щитов?
- Мы постепенно расширили свою деятельность и стали заниматься дизайном интерьеров банков, офисов, частных квартир. Многое изменилось, когда получили серию крупных заказов от обувной фирмы "Пальмира". "АРДИК" создал и реализовал проект здания, где разместился офис этой компании. Причем был организован конкурс, который мы выиграли.
С годами становились более уверенными в своих силах. Участвуя в конкурсах, были уверены, что обязательно победим. Так и случилось, когда отмечалось 850-летие Москвы. "АРДИК" выиграл конкурс и стал заниматься праздничным оформлением столичных площадей и магистралей. Инициатором проведения этого конкурса был первый заместитель мэра Москвы В.П. Шанцев. Завязалось наше деловое сотрудничество с правительством Москвы. Мы предложили оформление из сборно-разборных конструкций, с гирляндами и подсветками, которые можно было бы установить за две-три ночи и так же быстро разобрать. На нас возлагалась полная ответственность за все оформление. Наша работа была по достоинству оценена. Шесть человек коллектива стали лауреатами Премии Москвы в области литературы и искусства.
- Чем сейчас озабочена ваша фирма?
- Мы продолжаем заниматься праздничным оформлением Москвы, участвуем в реализации новых проектов. Осуществляем по заказу фирмы "Биотек" строительство торгового центра "Дом здоровья" с аптечным супермаркетом.
- Для реализации таких проектов нужны мощные творческие силы. В состоянии ли "АРДИК", будучи малым предприятием, справиться с задачей?
- Мы хоть и считаемся малым предприятием, но у наших архитекторов серьезные амбиции. К тому же наш коллектив сейчас не такой уж и маленький. Сотрудничество с правительством Москвы позволило увеличить численность "АРДИКа" до 35 человек. А ведь вначале нас было не более десятка. Но была идея - и к нам пришли люди. Они поверили нам, и мы не обманули. Даже в самые трудные времена регулярно выплачивалась заработная плата, обеспечивались социальные льготы.
В 1999 году мы размещались в помещении бывшей коммунальной квартиры общей площадью 220 квадратных метров. Сами спроектировали удобные рабочие места. В результате наш офис получил на выставке архитектуры и дизайна первое место в номинации "Лучший общественный интерьер".
- Что надо сделать для того, чтобы малое предприятие успешно работало?
- Надо создать такую обстановку, чтобы люди с удовольствием приходили на работу. И, конечно же, владельцы предприятия ни в коем случае не должны попирать достоинство сотрудников. Человека надо заинтересовать. Только при таком условии от него можно ожидать творческих находок.
- Мне не раз приходилось убеждаться в том, что успешно идут дела у тех предприятий, которые возглавляют муж и жена. Малый бизнес превращается таким образом в семейный. Как вы считаете?
- С точки зрения бизнеса среди супругов редко возникают разногласия относительно денежных средств. Бывает, партнеры, будучи друзьями, хорошо начинают, но, когда дело доходит до раздела прибыли, думают каждый о себе, а не об общем бизнесе. В результате разбегаются. С супругами-бизнесменами такое встречается редко. Они не подставляют друг друга. Наоборот, всегда можно рассчитывать, что твоя половина подстрахует тебя. Хотя у семейного бизнеса есть и теневые стороны. Ведь супругам все время приходится быть вместе: и дома, и на работе.
- И все же каким бы отличным ни было малое предприятие, ему постоянно приходится сталкиваться с конкурентами, бороться за выживание...
- Да нет, я как раз переживаю из-за того, что среди проектных компаний нет открытой конкуренции. К сожалению, среди московских архитекторов практически не проводятся тендеры и конкурсы. А в Западной Европе, например, возведению каждого крупного здания предшествует проведение национального или международного конкурса.
- Наверное, компании "АРДИК", как и другим предприятиям малого бизнеса, действующим в сфере архитектуры, приходится сталкиваться и с кадровыми проблемами?
- Нас крайне волнует подготовка кадров. "АРДИК", как и другие проектные компании, начинает испытывать нехватку в инженерах-электриках, теплотехниках, специалистах в области канализационных работ. Все меньше остается людей, владеющих этими специальностями, они, к сожалению, превратились в непрестижные. В институтах становится все меньше преподавателей, которые могли бы научить этим профессиям. Приходится обращаться за помощью к людям, которые находятся на пенсии. Идем к ним потому, что среди молодежи таких профессионалов найти не можем.
В свое время мы приглашали к себе на работу молодых специалистов из других городов. Каждый из них проходил двухмесячный испытательный срок. К сожалению, ни один не закрепился на нашей фирме. Судя по всему, отсутствие должного финансирования системы образования уже сказывается на подготовке специалистов. Базовой школой архитектуры продолжает оставаться Московский архитектурный институт. Но и там ощущается нехватка в средствах. Поэтому с 2000 года мы учредили премии для студентов этого института за лучшие курсовые работы. Мы приглашаем лауреатов на работу в "АРДИК". Кроме того, участвуем в созданном при этом же институте Фонде поддержки и развития архитектурного образования, исполнительным директором которого является мой супруг. Из этого фонда поощряем как студентов, так и преподавателей.
- Ощущает ли "АРДИК" как предприятие малого бизнеса поддержку со стороны государства, различных коммерческий структур?
- Могу сказать, что за десять лет существования мы не смогли получить ни рубля в виде кредита. Все банки, к которым обращались, отказывали, ссылаясь на то, что не могут получить от нас гарантий. А ведь малые предприятия знают цену копейке. На Западе любой бизнес начинается с получения банковского кредита.
- Вы являетесь членом-корреспондентом Академии бизнеса и предпринимательства. Что вы думаете о ее деятельности?
- Я считаю, что академия вносит важный вклад в развитие рыночной экономики, в привлечение к деловой активности талантливых управленцев, людей с предпринимательской жилкой. Она много делает для поддержки малого бизнеса, в том числе и в сфере архитектуры, проектирования, строительства. Небольшим частным предприятиям, действующим в этой сфере, нужна особая поддержка. Если бы их было больше, наша столица выглядела бы привлекательнее. Ее архитектурный облик был бы более изящным.