Как Пригожин «сделал» Соловьева

Глава ЧВК «Вагнер» подвинул телеведущего с пятого места рейтинга публичных личностей по уровню доверия россиян

В свежем рейтинге публичных личностей по уровню доверия россиян, составленном компанией «Ромир», произошла сенсация. На первых трех позициях, конечно, остаются Владимир Путин, Сергей Лавров и Сергей Шойгу. На четвертой, кстати, твердо обосновался Михаил Мишустин. А вот с пятой ступени телеведущего Соловьева отодвинул вниз совсем уж неожиданный персонаж — глава ЧВК «Вагнер» Пригожин. Как же так?! Считается же, что чем больше человека в телевизоре, тем это лучше для рейтинга. Но Владимир Рудольфович в эфире почти каждый день, а Евгения Викторовича там не то чтобы нет, а даже имя его стараются лишний раз не произносить.

Речь пойдет вовсе не о политике, а о ТВ, тем более что завершается очередной сезон и есть смысл подвести некоторые его итоги. Кстати, чтобы не было сомнений на этот счет, «Ромир» спрашивает не о государственных и общественных деятелях. Его вопрос всегда звучит так: «Кому из публичных личностей России вы доверяете? Назовите семь человек, где первым будет тот, кому вы доверяете больше всего». В данном случае его задали почти двум с половиной тысячам россиян старше 14 лет из больших и малых городов. На основании их ответов и определился топ-10. Помимо вышеупомянутой шестерки в него вошли Дмитрий Медведев, Никита Михалков, Андрей Малахов и Павел Воля — все очень не обделенные вниманием телеканалов товарищи. Каким же образом в компании суперпубличных персонажей оказался основатель известной ЧВК? На этот счет есть комментарий президента «Ромира» Андрея Милёхина: «Рейтинг доверия лета-2023 показывает, что россияне в целом следуют за привычными лидерами мнений, но охотно прислушиваются и к тем, кто вносит новые нарративы, используя яркие образы и словесные конструкции. Пока сложно сказать, является ли это ответом на запрос общества, но очевидно, что мы наблюдаем стремительную трансформацию действительности. С другой стороны, стабилен уровень доверия к представителям СМИ и индустрии развлечений — россияне компенсируют тревожный новостной фон просмотром шоу со знакомыми лицами». На этом и успокоимся, сделав вывод, что в деле формирования нашего мировоззрения ТВ, конечно, важный, но не единственный источник.

Вернемся непосредственно к «ящику». Нет сомнения, что его важнейшей составляющей по-прежнему остается общественно-политическое вещание. Но и тут есть сюрпризы. В топ-100, составляемом компанией «Медиаскоп», программы «60 минут» и «Вечера» Владимира Соловьева осенью занимали лидирующие позиции. Так, в последнюю неделю сентября первая находилась на четвертом месте, вторая — на пятом. А теперь смотрим цифры минувшей семидневки. Скабеева с Поповым оказались на 14-й строчке, уступив лидерство «Удивительным людям», «Новым русским сенсациям» (про Пугачеву) и избранным номерам из репертуара Михаила Задорнова. А «Воскресный вечер» — и вовсе на 24-й.

Неужели народ утратил интерес к актуальной повестке? Отнюдь. И сейчас, и раньше первые места в топе «Медиаскопа» занимают итоговые информационные выпуски. То есть знать, что происходит на полях сражения СВО, в стране и мире, мы хотим. А вот бесконечная болтовня одних и тех же людей в ток-шоу под-утомила... А что бы туда позвать незаезженных экспертов, как говорил президент «Ромира», с новыми нарративами? Только вообразите, какие цифры набрал бы Соловьев, пригласи он в студию того же Пригожина! Но почему-то нельзя. Наверное, по той же причине, по какой в обструкцию попадают независимые военкоры.

Рейтинг «Вечеров» стал понемногу сползать вниз еще и после того, как значительную их часть ведущий стал отдавать своим беседам, записанным с участниками СВО на передовой. В начале сезона он провозгласил одной из важнейших задач ТВ прославление наших героев. И взялся за дело. Но то ли интервьюером Владимир Рудольфович оказался не столь сильным, сколь трибуном, то ли там лишних вопросов лучше не задавать, но сюжеты у него выходят однообразными. Хотя собеседники у него — видно! — люди замечательные.

Подытоживая, констатируем: когда нам пропагандисты с экрана говорят, что события на юге России должны затронуть душу каждого, они правы. Но не от вас ли и ваших коллег зависит, как это сделать? Охаиванием зарубежных «партнеров» и непатриотично настроенных соотечественников этого не добиться. По-другому не получается? Так, может, как в случае с большинством развлекательных шоу, зарубежную лицензию какую купить? У какой-нибудь голливудской компании.

О сериалах. Минувшим летом федеральные каналы анонсировали некоторые проекты как премьеры сезона, но они, увы... Короче, не вдаваясь в подробности. Доля аудитории у «Раневской» достигла почти 17%. У «Шаляпина» — 24,7%, у проекта «За полчаса до весны» про «Песняров» — около 13%. А кто же лидировал? Конечно, мелодрамы на «России»: «Дорога к счастью» (17,1%), «Между нами глубокое море» (20%), «Заполярный вальс» (20,4%). И безусловный лидер — новый сезон «Склифосовского» (30,2%).

В заключение — несколько хороших слов о наших зрителях. В вышеупомянутом рейтинге прошлой недели Скабееву и Соловьева опередил также «Концерт над Волгой», посвященный русской провинции. А ведь он обошелся без попсы. Просто хорошие голоса, музыка, стихи!