Тест, который лопнул

Сдача Единого государственного экзамена (ЕГЭ) вылилась в этом году в массу скандалов.

В Туве возбудили уголовное дело: директора Института оценки качества образования республиканского Минобразования Валентину Канкову подозревают в превышении должностных полномочий. Предполагается, что она скопировала контрольный материал для экзаменов по русскому языку и обществознанию, для того чтобы помочь сдать выпускные экзамены дочери одного из региональных министров. В Башкирии не успели заготовить бланки для сдачи ЕГЭ и выдали экзаменуемым пустые листы, чем поставили под угрозу аттестацию работ выпускников школ. В Тульской области у шести школьников аннулированы результаты ЕГЭ из-за принесенных с собой мобильных телефонов.

В одной из социальных сетей была обнаружена группа из почти 300 тысяч подсказчиков. Они распространяли ответы ЕГЭ по математике. До этого глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала о том, что некоторые контрольно-измерительные материалы к экзамену по математике были выложены в интернет. Выявлено 120 случаев публикации и 165 тысяч заходов на данные порталы. По словам Глебовой, идентифицированы более 10 работ, по восьми результаты были аннулированы, а по некоторым ведется служебная проверка.

Но, пожалуй, самый громкий скандал произошел в столице. ЕГЭ за школьников сдавали студенты. Причем за одного юношу тесты умудрилась заполнить девушка (!). Это стало возможным из-за того, что ответственные лица, присутствовавшие на экзамене, не посчитали нужным проверить паспорта.

Ну и конечно, не обошлось без настороживших стобалльников. В этом году решено перепроверить результаты работ в Дагестане, Красноярском крае, Республике Саха, Тюменской и Иркутской областях, Забайкальском крае, а также в Башкирии.

Любопытно, какие выводы сделали из этих и других скандалов эксперты и официальные власти. В МГУ им. Ломоносова одним из возможных путей решения проблемы считают увеличение числа вузов с правом на дополнительные экзамены — там ответы списать практически невозможно. Пока в РФ таких вузов всего 8. Ирина Абанкина, глава Института развития образования ВШЭ, обращает внимание на следующее: для того чтобы проверки на экзаменах были тщательнее, нужно на уровне закона разрешить присутствовать на ЕГЭ общественным наблюдателям. Но, к сожалению, далеко не во всех населенных пунктах есть активные люди (не родители учеников), которые могут просидеть на экзамене несколько часов. Было предложение проводить ЕГЭ в спеццентрах, где за экзаменом будут следить посторонние люди. Но это нереально сделать, ведь много сельских школ, откуда пришлось бы возить ребят на ЕГЭ за десятки километров. По словам Абанкиной, в существующих правилах составления контрольно-измерительных материалов много недостатков. Предметные комиссии, которые составляют задания, часто меняются, у каждой из них свои требования. Поэтому уровень сложности даже по одному предмету в разные годы неодинаковый.

Глава Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что единственным средством борьбы с нарушениями во время сдачи ЕГЭ может быть лишь отказ от такой формы проведения экзамена и возврат к классической: «Когда выпускник глаза в глаза находится перед комиссией, когда он в состоянии показать свои возможности, способность ответить на вопросы, показать свой уровень — не заочно в тестовой форме, а непосредственно. Надо искать другие формы сдачи. ЕГЭ как автоматизированная форма экзамена обречен». А Рособрнадзор предлагает глушить сигнал мобильной связи в местах проведения экзамена.