Леонид М., работающий в питерской компании, которая торгует бытовой техникой, должен был стать руководителем отдела маркетинга еще летом прошлого года. «После ухода моего начальника меня вызывали к руководству, говорили комплименты, обещали повысить до конца июля. Я уже рассказал домашним, даже отметил повышение, но оно до сих пор не состоялось», — рассказывает мужчина.
По его словам, он несколько раз спрашивал, почему его так и не повысили, но ответ всегда был один: «Еще не время». Леонид до сих пор работает в этой же компании в должности обычного маркетолога.
Леонид — не единственный работник, чьи надежды были обмануты в прошлом году. Лишь 5% сотрудников получили повышение. Таковы данные исследования консалтинговой компании KPMG.
Даже в
Александр работает кредитным аналитиком в одном из региональных банков в Уфе. Продвижение по службе ему обещали еще в 2008 году, но кризис изменил планы руководства. В прошлом году ему намекнули, что в ближайшее время о повышении думать не стоит. Руководство банка посчитало, что Александр пока недостаточно компетентен, чтобы заменить собственного начальника.
В 2009 году многие компании урезали затраты на персонал — отменяли бонусы, сокращали зарплаты. Зачастую работников удерживало в компании желание занять место уволенного начальника, тем более что руководители сами признавались, что им дешевле продвинуть своего работника, чем искать на рынке, а потом дообучать нового.
Это подтверждают и данные KPMG: 68% компаний, проводивших обучение сотрудников в 2009 году, устраивали тренинги управленческих навыков.
«Наименьшее число новых вакансий и перемещений было на уровне управленцев и высококвалифицированных специалистов. В свою очередь, наибольший объем открытых вакансий пришелся на начальный уровень персонала компаний, в котором традиционно высокий процент текучести. Это и стало причиной, по которой они привлекали внешних кандидатов, а не использовали внутренний кадровый резерв», — рассказывает Евгения Ставрова, менеджер группы услуг по управлению персоналом и налогообложению физических лиц KPMG в России и СНГ. В стране почти не открывалось позиций для повышений.
«В 2009 году движение между компаниями замерло, поэтому и внутри перемещения замедлились», — считает Руслан Ильясов,
Сотрудники предпочитали держаться на своем месте, даже если оно их мало устраивало. Они пережидали кризис. В связи с этим число увольнений по собственному желанию уменьшилось. Массовые сокращения также не способствовали росту числа продвижений по службе.
Само по себе увольнение работников не означает невозможность карьерного роста внутри компании. Например, в «Эльдорадо» кадровый резерв на должность директора магазина в середине 2009 года составлял 80 человек. На сегодняшний день 33 сотрудника уже получили повышение. При этом штат компании за год уменьшился почти в два раза — с 31 тысячи человек до 15 тысяч.
«Работодатели под маркой кризиса в прошлом году нещадно эксплуатировали своих сотрудников, — комментирует директор по организационному развитию компании „Связной“ Вера Елисеева. — Это эффективно, но на очень короткий срок». По мнению эксперта, компании часто перекладывали дополнительные обязанности уволенных на оставшихся. Таким образом им удавалось избежать продвижения по службе, а значит, и увеличения зарплат своим работникам.
У Кристины Меркуловой (фамилия изменена), помощника руководителя отдела проектирования инженерной компании, около года назад уволился ее
«С вопросом о повышении я подошла через два месяца, когда поняла, что сама должность ко мне не придет. Директор обещал подумать, причем на тот момент все обязанности своего бывшего руководителя я исполняла „бесплатно“. Позже я совершила еще один подход, который вновь не увенчался успехом», — делится Кристина.
С момента увольнения ее начальника прошло около года. Однако девушке до сих пор не предложили это место и не повысили зарплату.
По данным KPMG, доля внутренних позиций, которые были закрыты горизонтальными перемещениями, составила 16,7% — в три раза больше, чем вертикальными. В решающий момент работодатели предпочли тасовать начальников между отделами, но не повышать рядовых сотрудников.
Получается, руководство компаний практически не использовало возможности кризиса для развития своих работников. Число кризисоустойчивых менеджеров в России не изменилось.
Как продвигают работников в разных отраслях